Житие свт. Николая Велимировича Охридского и Жичского *
Авторские жития святого
Жизненный путь святителя Николая (Велимировича), нареченного церковным народом «Сербским Златоустом», являет собой пример удивительного сочетания высочайшей интеллектуальной культуры и глубочайшей, почти детской простоты веры. Он родился 23 декабря 1880 года (по старому стилю) в маленьком горном селе Ле́лич близ города Вальево. Его родители, благочестивые крестьяне Драгомир и Екатерина, жили молитвой и трудом, и эту атмосферу живой веры впитал юный Никола. Образование он начал в монастыре Челие, а продолжил в Вальевской гимназии и Белградской духовной семинарии.
Годы учения и начало служения
Одаренность юноши была столь очевидна, что он был направлен для продолжения образования в Западную Европу. Он слушал лекции на старокатолическом факультете в Берне, где в 28 лет защитил диссертацию «Вера в Воскресение Христово как основной догмат Апостольской Церкви», получив степень доктора богословия. Затем в Женеве он защитил вторую диссертацию — по философии Беркли. Обучаясь в Оксфорде и путешествуя по Европе, он глубоко изучил западную культуру, но не увлекся ею, а еще более утвердился в истине Православия.
Вернувшись в Сербию, Никола тяжело заболел дизентерией. Врачи не давали надежды, но Промысл Божий судил иначе. Находясь на пороге смерти, Никола дал обет принять монашество в случае исцеления. Господь даровал ему жизнь, и в 1909 году в монастыре Раковица он принял постриг с именем Николай. Вскоре он был рукоположен в иеромонаха. Его проповеди и статьи начали привлекать всеобщее внимание, пробуждая духовную жажду в сербской интеллигенции.
Архипастырские труды и Богомольческое движение
В годы Первой мировой войны иеромонах Николай был направлен правительством в дипломатическую миссию в Великобританию и США. Его задачей было донести до западного мира правду о страданиях сербского народа. Его красноречие открыло сердца многих англичан и американцев, способствуя сбору помощи для пострадавших.
В 1919 году Собор Сербской Православной Церкви избрал его епископом Жи́чским. Однако вскоре он смиренно перешел на Охридскую кафедру, чтобы восстановить духовную жизнь в этом древнем, но разоренном регионе. Здесь, в Охриде, расцвел его талант духовного писателя. Именно здесь были созданы «Молитвы на озере» — шедевр духовной поэзии, и «Охридский пролог» — уникальное собрание житий святых и поучений на каждый день года.
Особой заслугой святителя стало руководство народным религиозным движением «Богомольцы». Это движение, возникшее в народе, под мудрым окормлением владыки Николая стало мощной духовной силой, возродившей литургическую жизнь и монашество в Сербии. Благодаря его трудам были восстановлены многие древние обители, в том числе и знаменитая Жича.
Исповедничество и лагерь Дахау
Вторая мировая война принесла новые испытания. Святитель Николай был известен своей непримиримой позицией по отношению к нацизму. В 1941 году он был арестован немецкими оккупационными властями. Сначала его содержали под домашним арестом в монастыре Любостыня, затем перевели в монастырь Войло́вицу. Там, вместе с Патриархом Сербским Гавриилом (Дожичем), он пребывал в строгой изоляции до осени 1944 года.
В сентябре 1944 года нацисты отправили обоих иерархов в концентрационный лагерь Даха́у. Святитель Николай был помещен в особый барак, но разделял все ужасы лагерной жизни. В этих нечеловеческих условиях он не только сохранил веру, но и написал удивительную книгу «Сквозь тюремное окно», где призвал европейские народы к покаянию, видя причину войн в отступлении от Христа.
Изгнание и последние годы
Освобождение пришло 8 мая 1945 года, но путь на родину был закрыт. В Югославии власть захватили коммунисты, объявившие святителя «врагом народа». Владыка Николай эмигрировал в Америку. Несмотря на слабое здоровье, подорванное лагерем, он продолжил свое служение: проповедовал в сербских и русских храмах, преподавал в Свято-Саввинском монастыре в Либертивилле и в Свято-Тихоновской семинарии (Пенсильвания, юрисдикция Русской Зарубежной Церкви).
Святитель Николай стал духовным мостом между сербским и русским Православием. Он глубоко чтил Царственных страстотерпцев и пророчески писал о грядущем воскресении Святой Руси. Ректор семинарии, будущий святой Иустин (Попович), называл его «тринадцатым апостолом».
Кончина праведника была мирной и непостыдной. Утром 18 марта 1956 года его нашли в келье коленопреклоненным, с молитвенником в руках — он перешел в вечность во время молитвы. Его тело было погребено в монастыре Либертивилль, ставшем местом паломничества для сербов со всего мира.
Только спустя 35 лет, 12 мая 1991 года, когда пал безбожный режим, мощи святителя Николая были торжественно перенесены в Сербию и положены в храме села Ле́лич, который он сам когда-то построил. В мае 2003 года Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви единогласно причислил епископа Николая (Велимировича) к лику святых. Ныне он сияет на небосклоне Церкви как великий учитель, пророк и чудотворец.
Другие святые с именем Николай
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке