Житие свт. Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского, чудотворца
Святитель Афанасий III Патела́рий, Патриарх Константинопольский, принадлежит к числу выдающихся иерархов XVII столетия, чья жизнь стала мостом между греческим и славянским миром в эпоху великих потрясений. Он родился в 1597 году в городе Ретимно на Крите в знатной семье, сохранившей верность Православию под венецианским владычеством. Мирское имя его было Алексий. Образование, полученное в монастыре Аркади, включало риторику, грамматику, философию, знание древнегреческого и латинского языков, что позволило ему впоследствии стать одним из самых просвещенных людей своего времени.
Духовное становление святителя проходило на подворье Синайского монастыря в Кандии (Ираклион), а затем на Афоне, где он подвизался в келье, устроенной им самим. В 1631 году он был рукоположен во епископа и возведен в сан митрополита Фессалоникийского. Это было время, когда Константинопольскую кафедру сотрясали догматические споры, вызванные деятельностью патриарха Кирилла Лукариса, издавшего «Исповедание веры» с явным кальвинистским уклоном. Святитель Афанасий встал на защиту святоотеческого учения. В 1634 году собор архиереев избрал его Патриархом Константинопольским, однако происки противников и вмешательство османских властей привели к его скорому низложению.
После долгих лет скитаний, пребывания в Молдавии и вторичного краткого восшествия на Патриарший престол в 1652 году, святитель Афанасий принял решение отправиться в Русское царство. Его целью было не только собрание милостыни для покрытия церковных долгов, но и духовное укрепление связей с Москвой. Путь его лежал через охваченную освободительной войной Украину, где его с благоговением встречал гетман Богдан Хмельницкий. В Москве, куда он прибыл в апреле 1653 года, царь Алексей Михайлович оказал ему исключительный прием. По просьбе Патриарха Никона святитель составил «Чин архиерейского совершения литургии», легший в основу русского богослужебного устава.
В начале 1654 года Патриарх отправился в обратный путь в Молдавию. Однако, достигнув Лубенщины, он тяжело занемог и остановился в Преображенском Мга́рском монастыре. Здесь, 5 апреля, в среду Светлой седмицы, святитель мирно отошел ко Господу. Согласно преданию и восточной традиции погребения патриархов, тело его было помещено в кресло и в сидячем положении опущено в каменный склеп под амвоном монастырского храма.
Прославление святителя совершилось чудесным образом. В 1662 году митрополит Газский Паисий Лигарид, проезжая через Лубны, имел видение святителя, повелевавшего открыть его гробницу. При вскрытии склепа присутствующие ощутили благоухание, а тело святого, несмотря на влажность места и прошедшие годы, оказалось совершенно нетленным; рука его сжимала жезл, а лик был светел. С тех пор святитель Афанасий стал почитаться как Лу́бенский чудотворец. В истории его посмертного почитания известно множество исцелений. В советское время, чтобы спасти святыню от поругания, мощи были перевезены в Харьков. Ныне они открыто почивают в Благове́щенском соборе города Харькова, где каждую неделю перед ними совершается акафистное пение.
Другие святые с именем Афанасий
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке