Житие прп. Паисия Хилендарского
Авторские жития святого
Преподобный Паисий Хилендарский, именуемый отцом Болгарского возрождения, явился на свет в 1722 году в Самоковской епархии. Большинство исследователей сходятся во мнении, что местом его рождения было село Банско. Происходя из набожной семьи, давшей Церкви также игумена Лаврентия и хаджи Вылчо (щедрого ктитора афонских монастырей), будущий святой в 1745 году прибыл на Афон. Первоначально он подвизался в монастыре Хиленда́р, который в то время был центром не только сербской, но и болгарской книжности.
Духовные предпосылки и создание «Истории»
Середина XVIII века была временем глубокого упадка болгарского национального самосознания. Политически находясь под гнетом Османской империи, духовно болгары зависели от Константинопольского Патриархата, проводившего политику эллинизации. Смиренный иеромонах Паисий, не имевший академического образования, но обладавший даром духовного рассуждения, осознал опасность полного исчезновения своего народа. Он видел, как богатые болгары отрекаются от своего языка и обычаев, стремясь подражать грекам.
Сбор материалов для «Истории славяно-болгарской» потребовал от преподобного подлинного исследовательского подвига. В 1761 году он был послан монастырем в Сремски-Карловци (Австрийская империя) по хозяйственным делам. Там он получил доступ к богатейшим библиотекам, где изучил труд «Деяния церковные и гражданские» кардинала Цезаря Барония и «Царство славян» Мавро Орбини. Вернувшись на Афон и переселившись в болгарский монастырь Зогра́ф из-за внутренних нестроений в Хилендаре, он в 1762 году завершил свой труд. Книга состояла из предисловия, нескольких глав о болгарских царях и святых, и послесловия.
Апостольское служение и ученики
«История» преподобного Паисия отличалась полемическим жаром и глубоким патриотизмом, соединенным с православным благочестием. Он первым составил список болгарских святых, показав, что его народ дал Христу множество мучеников и преподобных. После написания книги святой Паисий взял на себя крест странничества. Как «таксидиот», он путешествовал по селам и городам, собирая милостыню для монастыря и одновременно просвещая народ.
В 1764 году в городе Котло́вин (Котел) он встретился со священником Стойко Владиславовым, будущим святителем Софро́нием Врачанским. Эта встреча стала судьбоносной: отец Стойко сделал первый список с «Истории», который ныне известен как «Первый Софрониев список». Всего известно более 60 рукописных копий книги, созданных в последующие десятилетия, что свидетельствует о колоссальном влиянии труда на умы современников.
Кончина и прославление
Последние годы жизни святого покрыты тайной. Известно, что он продолжал свои путешествия, посещал Станимаку (ныне Асеновград) и, вероятно, скончался в 1773 году на пути к Святой Горе или же в монастыре «Святой Георгий» в квартале Ампели́но. Долгое время он почитался народом как национальный герой, но официальная канонизация состоялась лишь в 1962 году Священным Синодом Болгарской Православной Церкви. В акте канонизации было отмечено, что иеромонах Паисий сочетал в себе подвиг иноческого смирения с пророческим служением своему народу, сохранив его в лоне Православия перед лицом иноверного и инославного давления.
Другие святые с именем Паисий
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке