Житие прп. Иоанна Дамаскина
Авторские жития святого
Жизненный путь преподобного Иоанна Дамаскина, именуемого также Мансу́р ибн Саржу́н, приходится на сложную историческую эпоху перехода власти на Ближнем Востоке от Византии к Арабскому халифату. Он родился около 675 года в Дамаске в семье знатных христиан. Его отец, Сергий, был главным логофетом (министром финансов) при дворе халифа Абд аль-Малика. Пользуясь своим положением, отец выкупал пленных христиан, спасая их от смерти и рабства. Однажды на рынке он встретил ученого монаха Косму из Сицилии и, испросив у халифа разрешения, взял его в свой дом в качестве воспитателя для сына Иоанна и приемного сына Космы (будущего епископа Маиу́мского).
Одаренность Иоанна была феноменальной. Он в совершенстве овладел «свободными искусствами»: риторикой, диалектикой, музыкой, астрономией, а также глубоко изучил Священное Писание и творения Святых Отцов. После кончины родителя Иоанн наследовал его должность, став доверенным лицом халифа. Однако придворная карьера не заглушила в нем ревности о Боге. Когда в 726 году византийский император Лев III Исавр издал эдикт против почитания икон, именно Иоанн из Дамаска стал главным богословским оппонентом ереси. Он направил три послания христианам Византии, в которых, опираясь на догмат Боговоплощения, доказал: поскольку Бог стал Человеком, Он стал изобразим, и честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу.
Не имея власти над сановником халифата, Лев Исавр прибег к коварной клевете. По его приказу было сфабриковано письмо от имени Иоанна с планом сдачи Дамаска византийским войскам. Этот подлог был передан халифу через шпионов. Восточный правитель, не став разбираться, повелел отсечь своему министру правую руку. Страдания святого были велики, но вера — еще больше. Получив дозволение забрать отсеченную кисть, Иоанн всю ночь молился перед иконой Божией Матери. В тонком сне Владычица исцелила его. Наутро халиф, увидев чудо, просил прощения и предлагал вернуть все почести, но Иоанн избрал иной путь.
Он раздал богатство и вместе с Космой ушел в Иудейскую пустыню, в Лавру преподобного Саввы Освященного. Настоятель, желая воспитать в знаменитом вельможе истинное монашеское смирение, поручил его руководство строгому старцу. Тот наложил на послушника тяжелую епитимью: полное молчание и абсолютный запрет на писательство. Иоанн, чьи уста жаждали славить Бога, смиренно выполнял самую грязную работу. Известен случай, когда старец послал его в Дамаск продавать корзины по заведомо завышенной цене. Бывший градоправитель, узнанный своими бывшими подчиненными, безропотно сносил насмешки и брань, победив гордыню.
Спустя время в монастыре умер один из иноков. Брат покойного слезно умолял Иоанна написать что-нибудь в утешение. Сжалившись, святой написал знаменитые стихиры «Какая житейская сладость пребывает печали непричастна?», которые и поныне поются при отпевании. Узнав о нарушении запрета, старец изгнал Иоанна из кельи. Лишь после заступничества всей братии он разрешил ему вернуться, но с условием вычистить все отхожие места в Лавре. Иоанн с радостью исполнил и это. Ночью старцу явилась Пресвятая Богородица и грозно сказала: «Зачем ты заграждаешь источник, могущий истекать сладкую и изобильную воду? Дай ему свободу писать!».
С этого момента начался период плодотворного творчества преподобного. Он совершил настоящий переворот в церковной гимнографии и систематике. Его главный труд — «Источник знания» — состоит из трех частей: «Диалектика» (философские основы), «О ересях» (обзор 103 ересей, включая ислам, названный им «верой сараци́н») и «Точное изложение православной веры» (систематизация догматов). В области литургики он окончательно оформил систему Осмогласия (Октоих), написав воскресные службы восьми гласов. Ему принадлежат Канон на Пасху («Воскресения день...»), Канон на Рождество Христово и множество других молитвословий, отличающихся глубиной мысли и совершенством поэтической формы.
В последние годы жизни преподобный Иоанн неустанно трудился, проповедовал и писал, несмотря на преклонный возраст. Он мирно почил около 749 года (по другим данным — в 754 году) и был погребен в Лавре Саввы Освященного. Его мощи впоследствии были перенесены в Константинополь, а затем, по преданию, крестоносцы вывезли их часть в Западную Европу. VII Вселенский Собор, утвердивший иконопочитание, провозгласил ему вечную память как «глашатаю истины».
Другие святые с именем Иоанн
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке