Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие прп. Иоанна Дамаскина

Дни памяти
Авторские жития святого
Житие преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина
Жития святых свт. Димитрия Ростовского
Память преподобного Иоанна Дамаскина
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Жизненный путь преподобного Иоанна Дамаскина, именуемого также Мансу́р ибн Саржу́н, приходится на сложную историческую эпоху перехода власти на Ближнем Востоке от Византии к Арабскому халифату. Он родился около 675 года в Дамаске в семье знатных христиан. Его отец, Сергий, был главным логофетом (министром финансов) при дворе халифа Абд аль-Малика. Пользуясь своим положением, отец выкупал пленных христиан, спасая их от смерти и рабства. Однажды на рынке он встретил ученого монаха Косму из Сицилии и, испросив у халифа разрешения, взял его в свой дом в качестве воспитателя для сына Иоанна и приемного сына Космы (будущего епископа Маиу́мского).

Одаренность Иоанна была феноменальной. Он в совершенстве овладел «свободными искусствами»: риторикой, диалектикой, музыкой, астрономией, а также глубоко изучил Священное Писание и творения Святых Отцов. После кончины родителя Иоанн наследовал его должность, став доверенным лицом халифа. Однако придворная карьера не заглушила в нем ревности о Боге. Когда в 726 году византийский император Лев III Исавр издал эдикт против почитания икон, именно Иоанн из Дамаска стал главным богословским оппонентом ереси. Он направил три послания христианам Византии, в которых, опираясь на догмат Боговоплощения, доказал: поскольку Бог стал Человеком, Он стал изобразим, и честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу.

Не имея власти над сановником халифата, Лев Исавр прибег к коварной клевете. По его приказу было сфабриковано письмо от имени Иоанна с планом сдачи Дамаска византийским войскам. Этот подлог был передан халифу через шпионов. Восточный правитель, не став разбираться, повелел отсечь своему министру правую руку. Страдания святого были велики, но вера — еще больше. Получив дозволение забрать отсеченную кисть, Иоанн всю ночь молился перед иконой Божией Матери. В тонком сне Владычица исцелила его. Наутро халиф, увидев чудо, просил прощения и предлагал вернуть все почести, но Иоанн избрал иной путь.

Он раздал богатство и вместе с Космой ушел в Иудейскую пустыню, в Лавру преподобного Саввы Освященного. Настоятель, желая воспитать в знаменитом вельможе истинное монашеское смирение, поручил его руководство строгому старцу. Тот наложил на послушника тяжелую епитимью: полное молчание и абсолютный запрет на писательство. Иоанн, чьи уста жаждали славить Бога, смиренно выполнял самую грязную работу. Известен случай, когда старец послал его в Дамаск продавать корзины по заведомо завышенной цене. Бывший градоправитель, узнанный своими бывшими подчиненными, безропотно сносил насмешки и брань, победив гордыню.

Спустя время в монастыре умер один из иноков. Брат покойного слезно умолял Иоанна написать что-нибудь в утешение. Сжалившись, святой написал знаменитые стихиры «Какая житейская сладость пребывает печали непричастна?», которые и поныне поются при отпевании. Узнав о нарушении запрета, старец изгнал Иоанна из кельи. Лишь после заступничества всей братии он разрешил ему вернуться, но с условием вычистить все отхожие места в Лавре. Иоанн с радостью исполнил и это. Ночью старцу явилась Пресвятая Богородица и грозно сказала: «Зачем ты заграждаешь источник, могущий истекать сладкую и изобильную воду? Дай ему свободу писать!».

С этого момента начался период плодотворного творчества преподобного. Он совершил настоящий переворот в церковной гимнографии и систематике. Его главный труд — «Источник знания» — состоит из трех частей: «Диалектика» (философские основы), «О ересях» (обзор 103 ересей, включая ислам, названный им «верой сараци́н») и «Точное изложение православной веры» (систематизация догматов). В области литургики он окончательно оформил систему Осмогласия (Октоих), написав воскресные службы восьми гласов. Ему принадлежат Канон на Пасху («Воскресения день...»), Канон на Рождество Христово и множество других молитвословий, отличающихся глубиной мысли и совершенством поэтической формы.

В последние годы жизни преподобный Иоанн неустанно трудился, проповедовал и писал, несмотря на преклонный возраст. Он мирно почил около 749 года (по другим данным — в 754 году) и был погребен в Лавре Саввы Освященного. Его мощи впоследствии были перенесены в Константинополь, а затем, по преданию, крестоносцы вывезли их часть в Западную Европу. VII Вселенский Собор, утвердивший иконопочитание, провозгласил ему вечную память как «глашатаю истины».

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист