Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Иоанн Предтеча в пустыне

Иоанн Предтеча в пустыне

Первая треть XVII века. Нижний Новгород

Первая треть XVII века. Нижний Новгород

59,8 х 49,8 х 2,3. Дерево (сосна), две доски, две врезные встречные шпонки (утрачены), глубокий ковчег, левкас, паволока, темпера, цветные лаки.

Происхождение не установлено. Возможно, была храмовой иконой деревянной церкви Иоанна Предтечи у Ивановского моста в Нижнем Новгороде. Со слов первого владельца, привезена в Москву из города Вязники Владимирской области, приобретена в антикварном салоне. С 2000 г. – в собрании А. Д. Липницкого (Москва). Приобретена для музея в 2008 г. Инв. № ЧМ-127.
 
В конце XX в. прошла внемузейную реставрацию, уничтожившую почти все верхние лессировочные слои авторской живописи. Повторно расчищена и тонирована в 2000 г. Д. Е. Мальцевой в ГРМ.
 
Углы и торцы доски оббиты, оборот соструган по краям. Боковые поля слегка опилены: икона подгонялась к новому киоту или иконостасу. Утраты левкаса на нижнем и верхнем поле до основы и паволоки. На нимбе святого – следы от гвоздей, крепивших венчик. Авторский красочный слой очень сильно потерт, во многих местах до левкаса, утрачены все верхние лессировочные разделки. Многочисленные мелкие утраты живописи по всей поверхности, наиболее значительные – на изображении реки, на фоне.

Сюжет иконы восходит к евангельскому рассказу (Лк. 3, 2–20, Мф. 3, 1–4) о принятии Иоанном Предтечей божественного дара пророчества и относится к одному из наиболее распространенных в иконописи эпизодов повествования о пророке. Однако традиционная лаконичная сцена, представляющая Иоанна на фоне безжизненной пустыни перед благословляющей десницей Божией в небесном сегменте, сменилась здесь сложной символической композицией, восходящей к редкому иконографическому изводу. Сдвинутая вправо и максимально приближенная к первому плану фронтальная фигура Иоанна Предтечи занимает всю высоту средника. Чуть развернувшись, святой обращен к небесному сегменту в верхнем левом углу с фигурой сходящего на землю ангела с восьмиугольным софийным нимбом. Указывая на дискос с обнаженным Младенцем Христом – Агнцем Божиим, пророк поддерживает свиток с традиционной для сцены надписью: «Покаèтеся при/ближи бо / Цръство Не/бесное у/же Босе». За его спиной возвышаются многочисленные городские постройки окруженного стеной Иерусалима – с храмами, палатами, колокольнями, а внизу простирается река Иордан, воды которой, истекая из круглого камня-шлюза, как будто сливаются с синей власяницей пророка. Пустыня как место уединения и трудных духовных подвигов пребывавшего в ней пророка, обычно представляемая безжизненной и бесплодной, получила на иконе совершенно иной образ – процветающего сада с диковинными деревьями и разнообразными тварями, которые мирно уживаются друг с другом. Указывающий на приближающееся Царство Небесное текст на свитке пророка является ключом к символическому содержанию всей сцены. Целомудренный, мирный образ природы, навеянный картиной Сотворения мира, объясняет включение в небесный сегмент не традиционной десницы Божией, но Бога-Творца в виде Ангела-Премудрости со свитком, текст которого, «Се аз посылаю ангела Моего пред лицем Твоим» (Лк. 7, 27), обращен к Иоанну Предтече, готовящему путь Христу. Облаченный в царственный далматик, Он словно сходит «пред лицем» Иоанна на сотворенную и уже преображенную землю, поскольку Христос представлен на иконе не только в виде Бога предвечного, но и в образе уже воплощенного и пострадавшего Младенца на дискосе, символизирующего невинную Жертву. Поэтому изображение твари, ожидающей вхождения в Царствие Небесное и славящей Творца, напоминает иконографию 148-го псалма «Хвалите Господа с небес». Иоанн Предтеча и жертвенный Агнец в его руках взывают к покаянию и определяют грань Ветхого и Нового Заветов, земного и небесного: за ними скрывается недоступный Горний Иерусалим – конечная цель преображенного тварного мира.

Иконография сцены, неизвестная по ранним предтеченским циклам, сложилась лишь в последние годы правления Иоанна Грозного и восходит к лицевой рукописи Егоровского сборника «Слово похвальное на зачатие святого Иоанна Предтечи», созданного в царском скриптории около 1570 г. для придельной Иоанновской церкви Успенского собора Александровой слободы. Через царских изографов, украшавших рукописи и знаменовавших сложные по содержанию сцены, иконография получила распространение как в житийных циклах, так и в храмовых образах. Известны два памятника «Иоанн Предтеча в пустыне»второй половины XVI в. (ГТГ), чрезвычайно близкие к публикуемому памятнику как по композиции, так и по размерам. Повторяются и общая схема, и отдельные детали, в том числе образы животных, явно восходящие к одному прототипу. Еще одна храмовая икона конца XVI в., «Усекновение главы Иоанна Предтечи, со сценами жития пророка» из Каргополя (ВГМЗ), включает ту же сцену как одну из важнейших в повествовании о святом. Наиболее ранним примером среди житийных памятников является клеймо костромской иконы «Усекновение главы Иоанна Предтечи, с житием пророка» первой трети XVII в. из частного собрания (Москва); аналогичная сцена имеется на нижегородской житийной иконе того же времени из собрания М. П. Погодина (ГРМ. ДРЖ 956).

Особую роль в создании художественного образа играет приглушенно-теплый колорит, лишенный ярких локальных цветов и построенный на сочетании полупрозрачных коричневых, зеленых, неярких желтых и розовых красок. Отметим характерное использование сложносоставных пигментов (например, светлые одежды Ангела). Вплывущей коричнево-зеленоватой красочной палитре мастера вспыхивают чистые участки синего азурита или ультрамарина, придающие изысканность и благородство целому. Вибрирующая, неровная живописная поверхность создается за счет необычной техники, активно использующей лаковые составляющие. Моделировкой жидко положенными друг на друга полупрозрачными слоями подцвеченной олифы с разными по интенсивности добавками охр и зелени достигается эффект мягкого золотистого свечения и мерцающей игры неравномерно положенных участков красок. Такие живописные особенности произведения и техника его письма, как представляется, были характерными для иконописи Нижнего Новгорода конца XVI– первой половины XVII в.

Публикуемая икона могла быть написана в первой четверти XVII столетия для одного из нижегородских храмов. Большая деревянная церковь Иоанна Предтечи, видимо основанная в 1531 г. в честь рождения Иоанна Грозного и посвященная его небесному патрону, стояла у Ивановского моста. В писцовой книге 1621 г. отмечено: «В Старом Остроге на Торгу ж у Ивановского мосту церковь св. Иоанна Предтечи древяна клецки, с трапезою и с папертми. А в церкви образ местной Иоанна Предтечи обложен серебром и оклад позолочен». Примечательно, что среди других икон иконостаса особо отмечен «образ местный преподобного Герасима иже на св. Иордане». Икона с таким названием находится в собрании Нижегородского художественного музея (Инв. № 75-Жт) и, судя по истории поступления, вероятнее всего, связана именно с этим храмом. По стилю и размерам памятник чрезвычайно близок к образу Иоанна Предтечи (если учесть опиленные поля), что заставляет думать о создании их в одно время и в одной художественной среде – нижегородскими мастерами, исполнявшими иконы для Иоанновской церкви. Особенно красноречиво свидетельствуют об этом теплый сумрачный колорит и техника письма с лаковыми притенениями, а также изображения многочисленных животных, населяющих многослойный пейзаж средника.


Икона хранится в Музее Русской иконы.

Прочитать подробнее об этой иконе можно на странице музея.

Другие иконы Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоа́нн

Иоанн Предтеча в пустыне
Иоанн Предтеча в пустыне
Иоанн Предтеча – ангел пустыни
Иоанн Предтеча – ангел пустыни
Пророк Иоанн Предтеча
Пророк Иоанн Предтеча
Коронование Богоматери. Спас на троне. Пророк Иоанн Предтеча. Складень трехстворчатый
Коронование Богоматери. Спас на троне. Пророк Иоанн Предтеча. Складень трехстворчатый
Иоанн Предтеча (из деисусного ряда иконостаса)
Иоанн Предтеча (из деисусного ряда иконостаса)
Иоанн Предтеча ангел пустыни, со сценами жития и митрополитами петром и алексием московскими на полях
Иоанн Предтеча ангел пустыни, со сценами жития и митрополитами петром и алексием московскими на полях
Пророк Иоанн Предтеча (из деисуса)
Пророк Иоанн Предтеча (из деисуса)
Пророк Иоанн Предтеча, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие
Пророк Иоанн Предтеча, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие
Святой Иоанн Предтеча
Святой Иоанн Предтеча
Святой Иоанн Предтеча
Святой Иоанн Предтеча
Святой Иоанн Предтеча
Святой Иоанн Предтеча
Святой Иоанн Предтеча (из деисусного ряда иконостаса)
Святой Иоанн Предтеча (из деисусного ряда иконостаса)
Святой Иоанн Предтеча (из деисусного ряда иконостаса)
Святой Иоанн Предтеча (из деисусного ряда иконостаса)
Святой Иоанн Предтеча (из деисусного ряда иконостаса)
Святой Иоанн Предтеча (из деисусного ряда иконостаса)
Святой Иоанн Предтеча (икона из трехчастного деисуса)
Святой Иоанн Предтеча (икона из трехчастного деисуса)
Святой Иоанн Предтеча ангел пустыни
Святой Иоанн Предтеча ангел пустыни
Святой Иоанн Предтеча ангел пустыни
Святой Иоанн Предтеча ангел пустыни
Святой Иоанн Предтеча в пустыне
Святой Иоанн Предтеча в пустыне
Святой Иоанн Предтеча и преподобный Алексий Человек Божий
Святой Иоанн Предтеча и преподобный Алексий Человек Божий
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Москва. XV
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Москва. XV
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Византия. XIII
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Византия. XIII
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Салоники. XIV
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Салоники. XIV
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Москва. XIV
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Москва. XIV
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Ярославль. Ок. 1551
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Ярославль. Ок. 1551
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Москва. XVI
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Москва. XVI
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Византия. XIV
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Византия. XIV
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Новгород. XV
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Новгород. XV
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Русь. Ок. 1502
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Русь. Ок. 1502
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн.
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн.
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. 04-Иоанн Предтеча21
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. 04-Иоанн Предтеча21
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. 05-Иоанн Предтеча33
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. 05-Иоанн Предтеча33
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. 06-Иоанн Предтеча5
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. 06-Иоанн Предтеча5
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. 07-Иоанн предтеча8
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. 07-Иоанн предтеча8
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. 08-Иоанн предтеча9
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. 08-Иоанн предтеча9
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. 09-Иоанн Предтеча. GIM
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. 09-Иоанн Предтеча. GIM
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. 10-Иоанн Предтеча. XIV в. GRM
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. 10-Иоанн Предтеча. XIV в. GRM
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. 11-Иоанн Предтеча. Первая половина XV в
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. 11-Иоанн Предтеча. Первая половина XV в
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. 12-Иоанн Предтеча22
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. 12-Иоанн Предтеча22
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. 13-Иоанн предтеча6
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. 13-Иоанн предтеча6
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. 14-Иоанн предтеча7
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. 14-Иоанн предтеча7