Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Статьи

Пасха — «Праздник Праздников» и смысловой центр православной веры. Воскресение Христово завершает домостроительство спасения: крестом Господь уничтожает грех, а восстанием — саму смерть, даруя людям прощение, новую жизнь во Христе и обетование будущего воскресения. Это событие определяет духовную жизнь верующих: в Крещении они сораспинаются и совоскресают Христу, оставляя «ветхого Адама», а пасхальная радость делает возможным покаяние и победу над страхом.

Иисус Христос — «начаток» всеобщего Воскресения и Глава Церкви. Каждое воскресенье и особенно Пасха переживаются как торжество жизни. Историчность события подтверждается евангельскими рассказами о пустой гробнице и явлениях Спасителя, ранней проповедью апостолов, свидетельствами Игнатия Антиохийского, Климента Римского и других авторов I–II вв., а также косвенными данными Иосифа Флавия и Тацита. Преображение испуганных учеников в мучеников‑проповедников, переход христиан на богослужение в первый день недели и быстрый рост Церкви логичнее объясняются исключительно реальностью Светлого Христова Воскресения.

Историческое празднование прошло путь от апостольских общин через спор четыренадесятников и Виктора Римского к решению Никейского собора (325), установившему единую пасхалию (первое воскресенье после весеннего полнолуния). В византийской традиции сформировалось богатое богослужебное наследие: ночной крестный ход, всенощная с каноном Иоанна Дамаскина, чтение Огласительного слова Иоанна Златоуста, пасхальная литургия, открытыми царскими вратами и освящением артоса. Традиция была воспринята Русью, дополнившись народными обычаями (куличи, красные яйца, пасхальный звон).

Символика богослужения строится вокруг света, победы и обновления: свечи, белые и красные ризы, отсутствие поклонов, открытые царские врата говорят о торжестве жизни и уничтожении смерти.

Подробное изложение перечисленных тем читайте ниже.

Подробный исторический материал о жемчужине Москвы - Новодевичьем монастыре. Он был основан в 1524 году князем Василием III в честь возвращения Смоленска и сразу стал важной женской обителью под царским покровительством. В XVI–XVII веках его история тесно переплелась с династическими событиями: здесь постригали княгинь и цариц, а во время Смуты монастырь не раз переходил из рук в руки. При царевне Софье в конце XVII века обитель получила великолепный архитектурный ансамбль в стиле московского барокко – были выстроены надвратные церкви, трапезная и колокольня, которые во многом определили облик монастыря на века. В XVIII веке сюда отправляли царственных особ в ссылку (например, Евдокию Лопухину), а после секуляризационной реформы Екатерины II монастырь потерял земли и крестьян, но сохранил статус одной из богатейших женских обителей. От нашествия Наполеона в 1812 году он уцелел благодаря самоотверженности монахинь, а в конце XIX века стал памятником общенационального значения, где активно шли реставрации и велись исторические исследования. После революции 1917 года обитель пережила эпоху новых испытаний. Сегодня она снова процветает и является пристанищем для всех верующих.

--
--
00:00
00:00
Плейлист