Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление преподобной Евфросиньи Суздальской

Преподобная Евфросинья в мире Феодулия, была старшая дочь черниговского князя Михаила, впоследствии мученика. – Благоухание, внезапно наполнившее дом ее родителей, просивших у Бога детей, и видение во сне прекрасной голубки, добровольно летевшей в их руки, предсказали Михаилу и его супруге рождение необыкновенной дочери, Феодулии. Мать ее Феофания воспитывала ее в благочестии; образованный боярин Феодор был наставником ее. Красота и ум ее привлекали к ней многих женихов; но сердце ее уязвлено было любовью к небесному жениху Христу. Между искавшими руки ее был князь Мина Иванович. Это был потомок благочестивого варяжского князя Шимона, любимого преподобный Феодосием; сын Шимона Юрий в 1130 г. бы тысяцким в Суздале и приобрел здесь недвижимое имение, которым владел Мина. Родители Феодулии предпочли князя Мину другим женихам и желали, чтобы Феодулия вышла за него. Покорная дочь не противилась воле родителей; но тайно молила сохранить ее в девстве. – Молитва чистой души была услышана. В то время, как черниговская княжна была уже на пути в Суздаль, жених скончался, и она, не возвращаясь более к отцу и матери, решилась вступить в иноческую Ризоположенскую обитель, что была за земляным городским валом. Это было в 1227 г.

Блаженная Феодулия, в иночестве Евфросинья, с пламенной ревностью начала выполнять обеты иночества. Сперва принимала она пищу раз в день, потом стала употреблять через день, а иногда и один раз в неделю; с безответной покорностью исполняла все послушания; ночи нередко проводила без сна в чтении книг и молитве; неопустительно посещала храм Божий, где пела и читала. Много искушений терпела она; иногда эти искушения сильно смущали ее. Она спрашивала игумению: «для чего Господь попускает такие искушения?» – «Без нападений врага, отвечала опытная старица, не было бы твердых рабов царских; и – Господь допускает любящим Его терпеть искушения, чтобы явились добродетели их». – Блаженная Евфросинья подавляла нечистые движения плоти усиленным постом и телесными трудами, и наконец, в составе телесном остались у нее почти одни кости.

Слух о святой жизни княжны привлекал в обитель многих богомольцев из города. Образованность ее, озаренная духовной опытностью, стала видна и для обыкновенных людей. Игумения во временам заставляла ее преподавать наставления сестрам в трапезе и храме. Эти наставления и высокая духовность жизни производили необыкновенное действие: многие вдовы и девицы поступали в монастырь, чтобы учиться у нее благочестию, а жившие в обители смотрели на нее, как на образец для себя. Обитель Ризоположенская достигла тогда самого цветущего состояния: не было в Суздальской стороне монастыря, где были бы такой порядок («устро») и благочиние, где воспитывались бы такие богобоязненные рабыни, как было это в обители, где подвизалась Евфросинья; Ризоположенская обитель одолжена была тем особенно духовной мудрости Евфросиньи. Монастырь разделялся тогда на две половины: в одной жили девы, в другой – вдовицы; для молитвы собирались все в один храм. Преподобная Евфросинья убедила игуменью построить для вдовиц особенный храм Святой Троицы и тем докончить отделение их от дев, в тем, чтобы беседы вдовиц не оставляли ненужных и даже вредных мыслей в невинных сердцах девственниц. – Игуменья скончалась, приготовленная к исходу беседами мудрой Евфросиньи, предвидевшей близкую ее кончину.

Преподобная осталась начальницей обители. Ей открыто было, что Господь хочет испытать Русскую землю страшным посещением, мечем и игом неверных, для очищения от грехов. – Сообщив о том сестрам, она готовила их к тому молитвами. – В 1238 г. Батый явился с полчищами в Суздале: «он стоял на Яруновой горе у реки Каменки»; свирепые дикари его предавали все огню и мечу. «Татары, говорит летопись, сожгли церкви и монастыри в Суздале; Господь сохранил только девичий монастырь Положения ризы Богоматери, где страдальчески совершала иноческую борьбу блаженная Феодулия, дочь великого князя Михаила Черниговского и мученика, нареченная в иночестве Евфросинья: по ее молитве, Господь покрыл тот монастырь чудесным образом». Преподобная, прославив Господа за чудное сохранение обители ее, продолжала подвиги свои. – Она имела скорбь и вместе утешение слышать о мученической кончине отца своего, святого князя Михаила, и своего наставника Феодора († 1244 г.); в видении они утешали ее своим явлением. Бывшая княжна и теперь игуменья не отличалась в обители от других ничем, кроме своей святой жизни; одежда ее была худая и ветхая. Один из зажиточных суздальцев, увидя княжну в разодранном рубище, принес ей новую и дорогую одежду. Она сказала: «к чему это мне? Рыба на стуже, засыпанная снегом не портится, не воняет и даже бывает вкусна, так и мы черноризцы, мужского и женского пола, если терпим холод, крепнем душой и бываем приятны Богу». Зная же, что принесший скуп и жесток для своих домашних, просила его принесть в обитель только масла для лампады и ладана, о домашних же заботиться с любовью и без скупости.

После недолгой болезни, приобщившись святых Тайн, преподобная скончалась 25 сентября 1250 г. При гробе ее совершались чудеса, и в XVI веке совершалась служба ей; но мощи ее обретены нетленными 18 сентября 1698 г. и тогда же, по благословению патриарха Адриана, положены в соборном храме обители ее.

«Терпя болезни поста, прияла ты, чистая, благодать врачевать болезни душевные, духом прогонять духи и за всех ходатайствовать. В молитвах твоих проси для всех исцеления, преподобная Евфросинья».

«Рака мощей твоих, преблаженная Евфросинья, источает прозрение слепым и исцеление всяким больным, приходящим с верой. Испроси нам в молитвах твоих велию милость».

Примечания
1* Житие пр. Ефросинии опис. иноком Григорием в конце XV в. (обзор литер. § 118). Писатель говорит: «я удостоился слушать достоверное в г. Суздале от поведавших мне черноризиц обители преподобной». Синод. б. № 869.
2* Старший из 5 братьев Феодулии Ростислав посажен на коня в 1231 г., а это бывало на 12 году, женился в 1238 г., т. е. на 19 году и умер в 1249 г., след. родился в 1219 г., а Феодулия, по житию, родилась в 1212 г. См. сент. 20.
3* Собр. лет. II, 12. В 1130 г. «Георгий, Ростовский тысячский, окова гроб Феодосиев». Надпись на раке пр. Феодосия: «лета 1130 украшена рака пр. Феодосия – коштом Георгия Симоновича, тысященачальника, единаго от князей Варяжских, жившаго в городе Суздале». Опис. лавры, стр. 300.
4* По описанным книгам Суздаля на юг от Суздаля в 3 верст. показывали «Минино селище» с городовым торжищем. Здесь быль дом князя Мины Ивановича. Анания о Суздале, стр. 96. М. 1855 г. Мина Иванович назывался князем по происхождению, а Суздальским во мнению, находившемуся в Суздале, тогда как владетельным князем Суздаля и Владимира был в. кв. Георгий Всеволодович. Прочее, что говорит инок Григорий о роде Шимона – неправда.
5* Анания о Суздале 56. 57. Ризоположенский Суздальский монастырь основался в 1207 г. Румянц. муз., стр. 213.
6* Об этом разделении обители подтвердительная грамота у Анании.
7* Русский времен. у Карамз. III, пр. 364, у Полевого ист. IV, прилож., стр. 25. 26. Карамзин (III, пр. 364. 366) напрасно смешивал Феодулию с сестрою ее Мариею, бывшею в замужестве за Ростовским князем Васильком, и тем наводил сомнение на историю Феодулии. Мария также была инокинею, только это было уже после сражения на Сити, где князь пострадал мученически. – На Яуновой горе ныне Козмодемьянская церковь.
8* Мнимое предсказание о смерти Батые в Венгрии – баснь народная.
9* Мощи ее обретены во сказанию, спустя 450 л. после ее кончины, в 1700 г.; этим определяется и год кончины. Румянц. № 167.
10* Анания о Суздале 57. Надпись на серебр. ковше: «смиренный Арсений архиеп. Суздальский дал в монаст. преподобной княжне Ефросинии в л. 7132 (1624)». Служба у Царского в ркп. 1592 г. № 563.
11* Ркп. житие, дополненное известиями о чудесах, у Царск. № 95.408. 411. Румянц. № 167. Анания о Суздале 57.
12* Служба у Царского № 563 и в сборнике служб, писанном в 1698 г.