Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Святой Евфросиньи Александрийской

«Есть разные пути ко спасению», так начинается сказание древнего Менолога о святой Евфросиньи.

При Феодосии Младшем в Александрии жил добрый христианин Пафнутий, человек очень богатый и уважаемый. Жена его была также добрая христианка и долго не рождала детей. Пафнутий много делал благодений для обителей и бедных. Наконец родилась ему дочь Евфросинья. Ей дано было образование по состоянию. На 12 году, лишась матери, дочь стала предметом самых нежных забот отца. Умная и красавица собой, она пленяла молодых людей. Нежный отец, сделав выбора между женихами, обещал руку дочери молодому человеку, отличному по уму, по сердцу и по благородному происхождению. Но блаженная Евфросинья, воспитанная с юности в благочестии, желала пламенно жить для одного Господа. Она теперь скорбела о том, выполнится ли желание ее.

Один из братий обители, которой особенно благотворил Пафнутий, послан был игуменом пригласить благотворителя на храмовой праздник обители. Не застав в доме отца, он увиделся с дочерью. Евфросинья, расспросив его подробно о жизни монастырской, открылась перед ним, что очень желает она посвятить себя на служение Богу, но что отец, который страстно любит ее, уже отдал руку ее жениху и никак не согласится отпустить ее в монастырь. Инок объяснил ей преимущества девства и дал совет пригласить к себе старца, иеромонаха их, когда отец будет на празднике обители. Евфросинья так и поступила и провела ночь в молитве – о исполнении над ней воли Божьей. Пришедший старец, после беседы о значении самоотречения христианского, остриг волосы ее и одел ее в иноческую одежду. Осталось скрыться в обитель, но какую? В девичьей обители страстный отец мог отыскать ее. Евфросинья оделась в одежду инока и явилась с именем евнуха Смарагда в обитель Феодосиеву, где было по 350 братий.

Феодосий, которому Евфросинья назвала себя евнухом, служившим при царском дворе, по наскучившим мирской суетой, поручил Смарагда опытному иноку Агапиту. Евфросиньи было тогда 18 лет.

Красота Смарагда, похожая на красоту женскую, стала предметом смущения для некоторых, которые еще не победили своих немощей, и они жаловались на то настоятелю. Игумен призвал Смарагда и предложил ему жить в уединенной келье. Евфросинья с радостью приняла совет. В строгом затворе прожила она 18 лет. В продолжении этого времени отец много раз бывал в монастыре со скорбью о пропавшей дочери и просил братию молиться об отыскании следов ее. Раз, когда он особенно сильно скорбел перед настоятелем о дочери, настоятель говорит ему: «не хочет ли он побеседовать с благочестивым братом, служившим при дворе императора Феодосия?» Пафнутий изъявил желание. Настоятель приказал Агапиту отвесть Пахомия к затворнику Смарагду. Евфросинья, увидев любящего отца, заплакала. Но Пафнутий не узнал дочери: красота ее от бдений и слез поблекла, да и она же закрыла лице свое головным покрывалом. Она говорила отцу о вечности, о смирении, о чистоте, о любви и милосердии, приближающих к Богу – благости бесконечной; говорила о том, что любовь к детям не должна превышать любви к Господу и что скорби времени, если переносятся терпеливо, усовершают душу для неба; уверяла его благостию Божьей, что дочь его при стольких молитвах непременно была бы найдена, если бы была на пути недобром, и что, во всяком случае, Господь утешит его в свое время.

 Святой Евфросиньи Александрийской

Беседа дочери оживила душу отца. «Я так много получил пользы от брата, как бы нашел дочь мою», говорил он настоятелю.

Не будем думать что деве чистой жить в обществе мужчин было легко, или при свидании с нежным отцом не тяжко было смотреть на душевные страдания его. Она боролась с природой, от поста и борьбы харкала кровью, но при помощи благодати, побеждала природу. Святой певец поет: «Странное зрелище, не легко понятное для естества человеческого… Как ты прошла сквозь огонь не обжегшись! Ты испепелила сласти похоти огнем воздержания, молитвой и слезами доискивалась Бога. Разжегшись огнем святой любви, ты сожгла хворост слабостей и, разгоревшись огнем любви ко Господу, ты, чудная, засияла лучами чудес».

После блестящих побед над природой, святая Евфросинья приблизилась к кончине своей, лежала тяжко-больной. На то время отец ее прибыл в монастырь. Узнав о смертной болезни Смарагда, он говорил с глубокой скорбью: смерть Смарагда будет для него тяжелой потерей; ему одному обязан он той покорностью Промыслу, с какой переносить потерю дочери. Он выпросил у настоятеля дозволение видеться с затворником в последний раз. Больной затворник, при свидании с Пафнутием, просил его остаться на три дня в монастыре и обещал открыть ему нечто неожиданное. Пафнутий полагал, что затворник имел видение о дочери, и остался ждать. Спустя три дня пришел он к Смарагду. Тогда святая открыла ему, что он в келье дочери своей, оставившей жениха и отца для Господа; она просила отца не дозволять никому прикасаться к телу ее, но пусть он, отец, обмоет тело грешной дочери своей; наконец просила и о том, чтобы отец отдал монастырю имущество, которое могло принадлежать ей. И вслед затем испустила дух свой на руках отца своего (около 445 года).

Открывшаяся тайна, смерть так долго отыскиваемой дочери, произвели на отца потрясающее, но понятное действие. С громким воплем упал он без чувств на пол. Агапит, услышав крик его, поспешил дать ему пособие и дал знать настоятелю; скоро собрались все братия. Тайна стала известной всем, и все воздали хвалу Богу, подавшему крепость для победы в борьбе столько трудной. Пафнутий отдал значительную часть имения своего монастырю, остальное раздал бедным и решился раздал бедным и решился провесть остаток жизни в келье дочери. Спустя 10 лет умер он на той самой рогожке, на которой умерла дочь его.

Благодать Божия открылась в тебе Евфросиньи чудом, спустя несколько часов после ее смерти. Один из братий, слепой на один глаз, припав к умершей, со слезами молился и вдруг поднялся с лицом веселым: он внезапно прозрел.

Церковь празднует память о святой Евфросиньи сентября 25 дня.

Тем же путем, по которому шла преподобная Евфросинья, лет за 50 до нее шла и достигла Небесного Царствия подвижница Ликопольской пустныни. Преступно, оскорбительно для совести чистой, ели жена является в одежде мужчины по легкомыслию, по движениям греха, особенно женщина, предъявляющая права на деятельность мужчины в кругу общественном, – великое, уродливое явление. Это не женщина и не мужчина, а погибший член людской. В отношении к обществу, природа указала место женщине – семью; тут она полезный деятель. Другое дело, когда хотят жить только для себя и Господа, ищут спасения своего. Одежда мужчины может оказаться необходимой жене, даже для спасения жизни телесной. По отношению к душевному спасению, если одежда мужчины оберегает женщину и от одного праздного любопытства жен, самого докучливого и самого бесплодного: и это уже великая выгода для души; но она же может спасать жену и от похотливых очей мужчин. Если же с одеждой мужчины жена соединяет глубокое молчание, то она совершает самый тяжелый подвиг, так как говорливость – досадная слабость женской организации.

Скитский авва Виссарион, который скончался не позже 390 года, странствуя с учеником своим Дулой по пустыне около Ликополя, зашел в пещеру. Наставник и ученик нашли здесь пустынника старца, который вил веревки из пальмовых листьев; по входе их, пустынник не обратил на них никакого внимания, ни приветствовал их, ни обратился к ним с вопросом или просьбой, а продолжал в молчании свое дело – работу и молитву. «Пойдем отсюда», сказал авва ученику, «старец не получил извещения, чтобы говорить с нами». Спустя несколько времени, возвращаясь назад, шли они опять мимо пещеры. Авва Виссарион сказал ученику своему: «зайдем опять сюда, может быть, Бог даст, что сей старец поговорит с нами». Входят в пещеру и видят, что пустынник умер. Наставник сказал ученику: «похороним почившего, на это и послал нас Бог сюда». Когда стали совершать обряд погребения, увидали, что это – жена. И учитель и ученик поражены были изумлением. «Смотри, чадо, сказал авва, вот и жены в пустыне успешно ведут брань с духом злобы и одолевают его, а мы не бодрствуем». Учитель и ученик прославили Господа.

Примечания
1* Менолог Василия на 25 сент. в кратком известии. Древнее описание жития in Vitis Patrum 1, 643–650 ed. Migne; Act. Sanct. febr. 11, 535. Биограф говорит: «день отшествия (дочери и отца) ко Господу празднуется в монастыре даже доныне». Итак жизнь писана не очень скоро по смерти Евфросинии и не очень долго прежде опустошения Египта Арабами-магометанами. Метафрастово описание у Сурия Т. 1, Act. Sanct. febr. 11, 537 II в Четь-Минее сент. 25. Третье сказание в рукописи Fabricii bibi. Gr. X, 225. В Греческой Минее синаксарь стихами. Здесь два канона, второй Иосифа песнописца, тот, который напечатан и в Славянской Минее, на 25 сентября.
2* Великий учитель Александрийский Ориген (| 254 г.) писал: «если молитва праведная возносится пред лицеи Господа, как всесожжение, и воздеяние рук его – жертва вечерняя; а Апостол говорит брачным: не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию на время, для упражнения в посте и молитве; а потом будьте опять вместе (1 Кор. 7:5), то ясно, что находящимся в супружестве нельзя возносить непрестанной жертвы. Потому кажется мне, что только тот в состоянии возносить непрестанную жертву, кто дал обет всегда пребывать в чистоте». Hom. XXIII in Num, 1.
3* Менолог: «прожила в монастыре 18 лет», во прологу – 28, во житию – 38 лет. Последнее очевидная ошибка; тогда сколько лет было бы отцу, скончавшемуся после дочери спустя 10 лет.
4* Стихира св. Евфросинии пес. 4 и вес. 6 на 25 сентября.
5* По менологу Василия память о ней еще, вместе с отцом, февр. 15 д., а по краткому менологу оба вспоминаются сент. 25 д. Римская церковь чтит Евфросинию февр. 11 и янв. 1. Мощи святой перенесены были в Компьен, во Францию.
6* Патерик Скитский, слово 29. Патерик сборный под знам. В. Воскресн. Чтен. VI, 18. Достоп. сказ. о подв. отцев, стр. 63. 64.