Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление преподобного Пахомия Нерехтского

 Преставление преподобного Пахомия Нерехтского

Нерехта известна была в гражданском быту ещё до появления Монголов, но только в XIV веке прославилась она благочестием одного подвижника, преподобного Пахомия.

Преподобный Пахомий, в крещении Иаков, сын Владимирского священника Игнатия, семи лет «вдан бысть учитися священным книгам». Воспитание, совершавшееся под наставлением слова Божия, образовало в Иакове доброго отрока; когда «извык он Божественному писанию», то утешением для него было ходить в храм Божий и славословить Господа; самым же любимым местом его молитв был Рождественский монастырь. Здесь при мощах благоверного князя Александра Невского зажглось в душе его усердие посвятить жизнь свою на служение Господу. – По смерти родителя мать не препятствовала ему исполнить желание души своей; он поступил в любимый Рождественский монастырь и здесь был пострижен с именем Пахомия. Тогда было ему 21 год от роду. Молодой инок поручен опытному старцу; духовный отец строг был к духовному сыну, но ученик безмолвно выполнял приказания наставника. Воля настоятеля назначила молодому монаху послушание в пекарне; инок неутомимо трудился в пекарне и трудами усмирял плоть. Несколько годов Пахомий трудился в пекарне. По просьбе настоятеля святитель Алексий, тогда Владимирский епископ (1352 г.), посвятил его в иеродиакона. Пахомий зрел в жизни духовной. Когда св. Алексий возобновлял во Владимире монастырь Константиновский (а это было в 1365 г.), он поставил Пахомия игуменом сей обители. Преподобный усердно выполнял желания святителя о обители. Он пробыл в ней столько, сколько нужно было для устроения наружного и внутреннего порядка её. Сердце его давно горело желанием составить обитель молитвы не в стенах города, а в пустыне, где могли иметь в ней нужду многие. И он решился исполнить это желание.

Ночью, тайно от всех, Пахомий вышел из Константиновской обители, ничего не имея при себе, кроме псалтири и книжки канонов. Он пришёл в Нерехтскую сторону. Место на речке Гриденке, впадающей в Салоницу и потом в Волгу, показалось ему красивым и удобным для пребывания иноческого; Сыпаново, так называлось то место, находилось в глухом лесу и представляло возвышенный полуостров. Преподобный пошёл в посад Нерехту и просил жителей отдать ему Сыпаново для устроения обители молитв. Нерехтцы с радостью согласились на просьбу человека Божия. – Одни из них пошли вместе с ним и помогли ему очистить место для кельи; другие обещали помощь свою при устроении обители. Блаженный Пахомий написал образ Святой Троицы. Отшельник остался подвизаться в молитве. Нерехтцы выполнили своё обещание: одни помогали ему в нуждах его, а другие приходили и оставались при нём жить. Строгая жизнь его одушевляла благочестием посещавших его. Являлись к Пахомию и иноки с желанием подвизаться под его руководством; мирян, изъявлявших то же желание, охотно принимал он и постригал в иночество. Святитель Алексий, к которому ходил он в Москву, с любовью благословил его строить храм и обитель Святой Троицы в глухом краю. Храм Святой Троицы, украшенный иконами и утварью, освящён с живым усердием преподобного.

Окончив построение храма, Пахомий занимался с ревностью устроением духовного порядка в новой обители. Он положил за правило, чтобы в его пустынной обители иноки сами обрабатывали землю и питались трудами рук своих. Он сам пахал, подавая пример другим. По его правилу, никто не должен иметь никакой своей собственности в обители. Построив кельи и трапезу для иночествующих, он построил и гостиницу, где по временам сам служил странникам и Богомольцам. Среди пустынного уединения подвижник преуспевал в жизни духовной. – Знавшие его видели в нём образец добродетелей и с особенной верой просили молитв его. Достигнув глубокой старости и чувствуя близость кончины, Пахомий назначил преемником себе Феодора, который пришёл к нему из Рождественского монастыря. – Марта 21-го 1384 г. собрал он братию и простился со всеми; через день потом ещё раз приобщился святых Таин и мирно скончался. – Подвижническое тело его положено по правую сторону алтаря Троицкого храма.

Инок Иринарх, искренний ученик блаженного старца, много помогавший ему по устроению обители искусством иконописания, на другом году по кончине старца подвергся искушениям нечистого духа. Целомудренный измучен был восстанием плоти до того, что исповедал о том всей братии. Ночью то молился он со слезами перед иконой Спасителя и Богоматери, то выходил из кельи на могилу старца, прося его, чтобы помог избавиться от нечистого беса. Утомлённый молитвою, заснул он и видит перед собой старца, с долгою и белою бородою, с жезлом в руке. Старец говорит ему: «брат Иринарх! так всегда молись Господу и Пречистой Матери Его; я молился о тебе, и Господь помиловал тебя, более не греши, – ты исцелён». С этими словами ударил инока жезлом по левому бедру. Инок вскочил и увидел Пахомия, который прибавил: «не бойся, чадо: ты видишь меня, напиши образ мой, Господь причислил меня к лику преподобных; скажи о том и братии». Иринарх рассказал о всём игумену и братии, показывая знак удара на бедре. Освободившийся от нечистой страсти написал образ Пахомия; над могилой устроили гробницу и тут поставили икону.

При построении каменного храма мощи преподобного видели нетленными и над ними построен был храм в его имя. Ныне местное празднование преподобному совершается 15 мая, в день иноческого ангела преподобного. – В приходском храме закрытого Сыпанова монастыря в день памяти преподобного бывает многочисленное стечение народа, и верующие получают исцеления при раке преподобного.

Примечания
1* Переслав. лет., стр. III, м. 1851 г. В ж. м. внутр. д., ч. 22, 13 сказано, что Нерехта в первый раз упоминается в житии пр. Пахомия, но это – ошибка.
2* Ркп. житие пр. Пахомия. Извлечено из него в Христ. Чт. 1858 г. I, 413–428.
3* См. жизнь свят. Алексия февр. 12 ч.
4* Ркп. святцы: „преп. Пахомий, игумен Троицкого монастыря, иже нарицается Сыпанов в Нерехотском стану, Костромский чудотворец, преставился в л. 6892 (1384) мар. в 21 д.“. Ист. иер. 6, 238 сведен. о мон., стр. 162. м. 1842 г. В святцах днём кончины поставлено 21 ч., но по житию в 21 д. приобщался, а скончался через день после того.