† Страдание святого Василия Мангазейского
Слаженный Василий, по ркп. житию его, был Ярославский уроженец, сын Ярославского мелкого торговца Феодора. Поступив в приказчики к богатому купцу, отправился он с его товарами в Мангазею, тогда новое поселение Русских между инородцами на реке Тазе. Блаженный Василий с юных лет жил в страхе Божием: он усердно молился Богу и хранил себя в чистоте. – Купец-хозяин был человек сладострастный и жестокий; он хотел пользоваться Василием как орудием для удовлетворения скотским страстям. К сожалению, это тогда бывало нередко между поселенцами Сибири, – так показывает строгая грамота патриарха. Но и чём общее был гнусный порок, тем строже был к себе Богобоязненный Василий. Он был честен и верен хозяину по торговле, но твёрдо помнил, что не призвал нас Бог на нечистоту, а на святость. Купец за несогласие на его дикую волю грозил мщением; 19-летний Василий предал себя в волю Божию. В ркп. святцах читаем: «святой мученик Василий отрок, иже в Мангазеи граде, новый чудотворец, пострадавший от господина своего за целомудрие». По ркп. житию, это было так. В праздничную утреню обокрадена была лавка у купца. Купец донёс о том воеводе Пушкину и объявил, что это воровство – дело Василия, – не могло оно совершиться без его участия. Пушкин, по настоянию озлившегося купца, тотчас же велел привести Василия в съезжую избу и подверг его пытке. – Василий говорил одно, что он – невинен. Пытки были так жестоки, что Василий несколько раз падал мёртвым, но, приходя в себя, повторял, что он невинен. Рассвирепевший хозяин ударил связкой ключей в висок Василия; страдалец тяжело вздохнул и закрыл глаза. Когда снова подняли его на дыбу, увидели, что он уже скончался. – Пушкин приказал немедленно положить тело в гроб и бросить в болотистое место, подле съезжей избы, в которой замучен был Василий; гроб погружен был в болото, и через него положили доски для прохода просителей, стрельцов и других, в съезжую избу. Так думали скрыть преступление несчастные грешники.
В 1652 г. при воеводе Игнатии Степановиче Корсакове гроб Василия с нетленным телом показался поверх тины. Мангазейцу Степану Ширяеву, который ещё раньше того заметил этот гроб, но оставил без внимания, явился в видении молодой человек, без бороды, с светлыми волосами и в белой рубашке; другие промышленники получали разные исцеления у гроба. Предание сказало, какой страдальческой смертью и за что умер сокрытый во гробе. Гроб вынули и поставили в сухое место, а над ним выстроили часовню. Здесь многие получали помощь в нуждах и болезнях, совершая панихиды о покое убиенного Василия.
В марте 1670 г. старцу Тихону, основавшему за 10 лет перед тем монастырь на Енисее, является молодой человек с белокурыми волосами, без бороды, в белой одежде и приказывает идти в Мангазею за его телом; «я – тот самый Василий, говорил явившийся, о котором много говорят в народе и который замучен воеводой Пушкиным». Тихон за 500 вёрст отправился в Мангазею, которая теперь уже приходила в запустение и уступала своё значение новой Мангазее. Он обрёл в указанном месте нетленное тело и 10 мая принёс его на себе в обитель.
Житие рассказывает об исцелении многих больных, призывавших имя Василия в обители или на месте кончины. В часовне, на месте древней Мангазеи, и теперь видят звериные шкуры, – приношения Юраков и других инородцев, и каждый считает святотатством взять что-нибудь из часовни в собственность. У поселенцев Туруханского края с 1672 г. сохраняются иконы св. Василия Мангазейского. На одних он представляется свежим, белокурым юношей, в белой рубашке, а сбоку представлено истязание ему при купце и воеводе; на других изображён Троицкий Туруханский монастырь, а над ним молящийся Василий, в рубашке и без обуви; в 25 день марта в обители Троицкой совершается всенощное служение, в честь св. Василия.
Почитая память св. Василия, повторим учение Апостола о добродетели, за которую пострадал Василий. «Храни себя в чистоте, поучает Апостол (1 Тим. 5:22). Заботься о том, чтобы быть святым по телу и душе (1 Кор. 7:34). Не обманывайтесь: ни блудники, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни пьяницы, ни хищники не наследуют Царствия Божия (1 Тим. 6:9–10). Тело не для блуда, а для Господа, и Господь для тела (1 Тим. 6:13). Блуд и всякая нечистота и любостяжание даже и именоваться не должны у вас, как прилично святым (Еф. 5:3). Умертвите земные члены ваши – блуд, нечистоту, сладострастие, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол. 3:5).