Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Страдание святого Василия Мангазейского

 Страдание святого Василия Мангазейского

Слаженный Василий, по ркп. житию его, был Ярославский уроженец, сын Ярославского мелкого торговца Феодора. Поступив в приказчики к богатому купцу, отправился он с его товарами в Мангазею, тогда новое поселение Русских между инородцами на реке Тазе. Блаженный Василий с юных лет жил в страхе Божием: он усердно молился Богу и хранил себя в чистоте. – Купец-хозяин был человек сладострастный и жестокий; он хотел пользоваться Василием как орудием для удовлетворения скотским страстям. К сожалению, это тогда бывало нередко между поселенцами Сибири, – так показывает строгая грамота патриарха. Но и чём общее был гнусный порок, тем строже был к себе Богобоязненный Василий. Он был честен и верен хозяину по торговле, но твёрдо помнил, что не призвал нас Бог на нечистоту, а на святость. Купец за несогласие на его дикую волю грозил мщением; 19-летний Василий предал себя в волю Божию. В ркп. святцах читаем: «святой мученик Василий отрок, иже в Мангазеи граде, новый чудотворец, пострадавший от господина своего за целомудрие». По ркп. житию, это было так. В праздничную утреню обокрадена была лавка у купца. Купец донёс о том воеводе Пушкину и объявил, что это воровство – дело Василия, – не могло оно совершиться без его участия. Пушкин, по настоянию озлившегося купца, тотчас же велел привести Василия в съезжую избу и подверг его пытке. – Василий говорил одно, что он – невинен. Пытки были так жестоки, что Василий несколько раз падал мёртвым, но, приходя в себя, повторял, что он невинен. Рассвирепевший хозяин ударил связкой ключей в висок Василия; страдалец тяжело вздохнул и закрыл глаза. Когда снова подняли его на дыбу, увидели, что он уже скончался. – Пушкин приказал немедленно положить тело в гроб и бросить в болотистое место, подле съезжей избы, в которой замучен был Василий; гроб погружен был в болото, и через него положили доски для прохода просителей, стрельцов и других, в съезжую избу. Так думали скрыть преступление несчастные грешники.

В 1652 г. при воеводе Игнатии Степановиче Корсакове гроб Василия с нетленным телом показался поверх тины. Мангазейцу Степану Ширяеву, который ещё раньше того заметил этот гроб, но оставил без внимания, явился в видении молодой человек, без бороды, с светлыми волосами и в белой рубашке; другие промышленники получали разные исцеления у гроба. Предание сказало, какой страдальческой смертью и за что умер сокрытый во гробе. Гроб вынули и поставили в сухое место, а над ним выстроили часовню. Здесь многие получали помощь в нуждах и болезнях, совершая панихиды о покое убиенного Василия.

В марте 1670 г. старцу Тихону, основавшему за 10 лет перед тем монастырь на Енисее, является молодой человек с белокурыми волосами, без бороды, в белой одежде и приказывает идти в Мангазею за его телом; «я – тот самый Василий, говорил явившийся, о котором много говорят в народе и который замучен воеводой Пушкиным». Тихон за 500 вёрст отправился в Мангазею, которая теперь уже приходила в запустение и уступала своё значение новой Мангазее. Он обрёл в указанном месте нетленное тело и 10 мая принёс его на себе в обитель.

Житие рассказывает об исцелении многих больных, призывавших имя Василия в обители или на месте кончины. В часовне, на месте древней Мангазеи, и теперь видят звериные шкуры, – приношения Юраков и других инородцев, и каждый считает святотатством взять что-нибудь из часовни в собственность. У поселенцев Туруханского края с 1672 г. сохраняются иконы св. Василия Мангазейского. На одних он представляется свежим, белокурым юношей, в белой рубашке, а сбоку представлено истязание ему при купце и воеводе; на других изображён Троицкий Туруханский монастырь, а над ним молящийся Василий, в рубашке и без обуви; в 25 день марта в обители Троицкой совершается всенощное служение, в честь св. Василия.

Почитая память св. Василия, повторим учение Апостола о добродетели, за которую пострадал Василий. «Храни себя в чистоте, поучает Апостол (1 Тим. 5:22). Заботься о том, чтобы быть святым по телу и душе (1 Кор. 7:34). Не обманывайтесь: ни блудники, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни пьяницы, ни хищники не наследуют Царствия Божия (1 Тим. 6:9–10). Тело не для блуда, а для Господа, и Господь для тела (1 Тим. 6:13). Блуд и всякая нечистота и любостяжание даже и именоваться не должны у вас, как прилично святым (Еф. 5:3). Умертвите земные члены ваши – блуд, нечистоту, сладострастие, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол. 3:5).

Примечания
1* Извлечение из жития, написанного около 1727 г. напеч. в Москвитянине 1852 г. № 8. Само описание жития и чудес бл. Василия, неискусно составленное, напеч. в Иркут. Епарх. Вед. 1863 и 1864 г.
2* Грамота п. Филарета в Сибирь от 11 февр. 1622 г. нап. в 3 т. собр. гос. грам.
3* По Сибирскому летописцу (северн. арх., ч. 19, стр. 112) Мангазею строили в 1601 воеводы кн. Василий Михайлович Масальский и Влук (Вукол) Пушкин; тогда из Тобольска прислано к ним 100 служилых людей. По краткому исчислению Сибирских воевод, нап. в Тобольске 1792 г., Масальский и Пушкин были воеводами в 1601 и 1602 г. В 1600 г. Пасха была мар. 23; в 1601 и 1602 г. она была в апреле; в 1592 г. мар. 26. По ркп. святцам день кончины св. Василия полагается то 22 мар. 1592 г., то 25 мар. 1622 г. По времени пребывания Пушкина в Мангазее страдальческую кончину Василия надобно отнести к 1601 или 1602 г., а по указанию на пасхальное время, она должна падать на 1600 г. Но если положим, что воровство совершилось в утреню одного из дней страстной недели, когда благочестивый Василий конечно был в храме; то страдальческая кончина его может быть отнесена к 1602 г., когда воеводствовал Пушкин. С этим годом страдания согласно и то показание, что мощи открыты спустя 50 лет после кончины, в 1652 г.
4* Новая Мангазея, в 30 в. от Тихоновой обители, построена в 1672 г. Спасский о Сибири во врем. общ. ист., кн. 3, стр. 28. 29.
5* Туруханский монастырь в Москвитянине 1852 г. № 8, во времен. общ. ист., кн. 3, стр. 30. Ратшина свед. о мон., стр. 98.