Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преподобного Никона Печерского

 Преподобного Никона Печерского

Блаженный Никон пришёл к преподобному Антонию в пещеру уже иереем и иноком; вероятно, пострижен он был при кафедре; под влиянием высоких подвигов Антония, Никон зрел в духовном совершенстве; по воле святого старца, Никон, как священник и как стоявший твёрдой стопой на лествице духовной, постригал приходивших подвизаться в той же пещере. Когда по приказанию преп. Антония пострижен был после Варлаама Вышатича казначей и любимец великого князя Ефрем, великий князь в сильном гневе на то, призвал Никона к себе. «Ты ли постриг их без моего повеления?» спросил он Никона. Никон отвечал: «благодатью Божьею я постриг, по повелению Царя Небесного, Иисуса Христа, призвавшего их на такой подвиг». Ответ, столько же твёрдый перед лицом сильного земли, сколько полный любви к духовному наставнику, которого не ставит он в опасность вместо себя. «Так ступай, сказал князь, и уговори их воротиться домой: иначе пошлю тебя и всех живущих с тобой в заточение, а пещеру велю раскопать». «Твори, что угодно тебе, отвечал Никон; но я не могу отнимать воинов у Царя Небесного». Изяслав послал разогнать иноков; но потом, по увещанию супруги своей, послал упросить Антония остаться покойно в пещере. – Любовь к безмолвию, при гневе князя, не совсем успокоившемся, заставила Никона оставить пещеру Антония. – Вместе с иноком монастыря св. Мины пошёл он (1054 г.) искать другого безмолвного места.

Дойдя до моря Азовского, Никон полюбил близ Тмутаракани (Тамани) уединённое место и здесь стал подвизаться. «Место это, говорит преп. Нестор, благодатью Божией процвело; великий Никон основал здесь церковь св. Богородицы, и составился великий монастырь, который и поныне сохраняет сходство с Печерским монастырём». Препод. Никон приобрёл у Таманцев высокое уважение. Когда коварный Грек убил доблестного князя Ростислава, что было в 1065 г., Таманцы просили блаж. Никона отправиться послом их к князю Святославу в Чернигов, чтобы князь прислал к ним сына своего Глеба на княжение. Никон согласился. Исполнив поручение в Чернигове, он посетил Печерскую обитель. Феодосий, постриженный преп. Никоном, а теперь игумен Печерский, принял Никона с духовной радостью и глубоким уважением; великие подвижники при встрече пали друг другу в ноги, потом обнявшись долго плакали от радости свидания. Феодосий просил Никона не разлучаться с ним. Никон дал слово, устроив дела в своём монастыре, прийти в обитель Феодосия. Проводив князя Глеба в Тмутаракань, Никон сделал распоряжение в своей обители, и затем прибыл в Киев. Феодосий оказывал Никону самую почтительную любовь, принимал его за отца. «Когда отлучался он куда либо, то Никону поручалась вся братия в ведение. Иногда предоставлял он великому Никону вместо себя предлагать поучение братии. Много раз, когда великий Никон сидел и переплетал книги, блаж. Феодосий сидел при нём и прял нитки, нужные для сего дела. Вот высокий образец любви христианской и христианской простоты! Приятно было Никону жить с Феодосием; но (1068 г.) в Киеве поднялись гражданские тревоги и смуты: Изяслав был выгнан из Киева, и престол великого князя занят был младшим братом Святославом. Это возмущало совесть многих. – Никон, начавший иноческую жизнь жизнью пещерной, любил жизнь тихую, недоступную для житейских тревог. Потому с двумя иноками удалился он опять в Тмутаракань. – Здесь заботливый князь Глеб измерял тогда расстояние Тмутаракани от Керчи, оставив и запись на камне, а в 1069 году уже княжил в Новгороде. – Вероятно, блаж. Никон принимал участие в том, что в Тмутаракани спокойно принят был на место Глеба брат его Роман Святославич. – Но тревоги князей и здесь не дали ему покоя, – Бурный Олег после кровопролитного сражения с великим князем прибежал (1078 г.) в Тмутаракань и возбуждал брата идти воевать с Всеволодом. Преподобный не ожидал ничего доброго от того для самих князей, что и оправдалось; Роман был убит теми самими, которых водил на войну; а бурного Олега Козары схватили и отправили в Царьград. – Никон, не дожидаясь этих печальных последствий мирского мятежа, оставил Тмутаракань (1078 г.).

Исполняя желание Феодосия и своё собственное провести последние годы в Пещерной обители, Никон прибыл в Печерскую обитель; братия, зная, как уважал его Феодосий, предоставили ему игуменство в Феодосиевой обители. Здесь ещё живы были великие ученики Антония и Феодосия: Исаакий затворник, Матфей прозорливый, Агапит врач, Григорий чудотворец. – Авве Никону приятно было видеть подвиги их и беседовать с ними. – В 1083 г. пришли к Никону из Константинополя иконописцы, нанятые, как говорили они, начальниками Печерской обители Антонием и Феодосием. Никон, сказав им, что уже 10 лет, как эти начальники скончались, показал им изображения Антония и Феодосия. Это они самые, которые наняли нас, сказали иконописцы. Тогда же Греческие купцы привезли мозаику на украшение храма. Таким образом, под надзором преподобного Никона, великая Печерская церковь украшена была иконами и мозаикой. По управлению братией преподобный Никон заботился сохранять в точности всё установленное преподобным Феодосием, и Господь благословлял это усердие, дышащее высоким смирением. «Для первой недели поста, рассказывает преподобный Нестор, по причине особенного воздержания, преп. отцом нашим Феодосием установлено было, чтобы в пяток предлагались добрым подвижникам самые чистые хлеба и ещё приготовленные с мёдом и маком». Так приказывал исполнять и великий Никон. Но раз, когда Никон велел келарю приготовить хлебы, келарь «ослушался и солгал, сказав, что нет муки для приготовления таких хлебов. – Бог не презрел труда и молитвы преподобных. – После святой литургии, когда все шли на постный обед, привезли воз таких хлебов, откуда вовсе не ожидали. Увидев это, братия прославили Бога. Потом спустя два дня келарь приказал (для воскресного дня) испечь хлебы из той муки, о которой прежде сказал, что нет её. – Пекари, когда месили тесто и лили тёплую воду, увидели лягушку, варившуюся в той воде. Так было осквернено, что сделано по преслушанию.» Блаженному Никону приходилось терпеть не мало скорбей от братии. И против него, как против блаженного Стефана, восставали с ропотом и негодованием; но он удержался в обители.

Он был свидетелем завещания, показавшего последствиями, как страшно нарушать данное слово и клясться в неправде. Два Киевлянина, Иоанн и Сергий, перед Печерской иконой Богоматери, тогда уже прославившеюся, заключили между собой духовное братство. – Спустя несколько времени Иоанн сделался болен и, чувствуя близость смерти, пригласил к себе блаженного игумена Никона; при нём, раздав много имения бедным, 1,000 гривен серебра и 100 гривен злата передал Сергию; ему же поручили пятилетнего сына Захарию и завещал отдать сыну серебро и золото, когда тот достигнет зрелого возраста. Достигнув 15 лет, Захария просил Сергия передать ему отцовскую собственность. «Отец твой, отвечал Сергий, отдал имение своё Богу, у Того и проси; я же не должен ничем ни тебе, ни отцу; отец твой был так глуп, что роздал имение бедным и тебя оставил нищим». Молодой человек долго плакал, выслушав такой оскорбительный отзыв об отце своём; потом сказал Сергию: «дай мне по крайней мере половину оставленного отцом; а другая пусть будет твоей». Сергий отказал, осыпая отца и сына бранью. Захария просил третью часть, потом десятую. Сергий отказал и в том. «Если не взял ты ничего у отца моего, сказал наконец Захария, иди, поклянись в том перед иконой Богоматери, перед которой заключён тобой союз духовного братства с отцом моим». Сергий до того увлёкся жадностью к деньгам, что пошёл и перед иконой Богоматери сказал: «не брал я 1,000 гривен серебра и 100 гривен золота». Но когда хотел он целовать святую икону, то не мог подойти к ней и уходя из храма кричал: «преподобные отцы Антоний и Феодосий! запретите жестокому ангелу губить меня; молите за меня Пресвятую Богородицу, чтобы прогнаны были от меня нечистые духи; пусть возьмут серебро и золото в моей клети». Это навело на всех ужас. Послали в дом Сергия и нашли в запечатанном ящике 2,000 гривен серебра и 200 гривен золота. Так Господь не остаётся в долгу ни перед кем.

Блаженный Никон, после долгих и Богоугодных подвигов, мирно почил марта 23-го 1088 г., не менее 86 лет. Мощи его почивают в пещере преподобного Антония. «Святой отец Никон чудотворец, игумен Печерский», так показывает его здесь Кальнофойский.

Примечания
1* Несторово житие Феодосия по изд. в зап. акад., стр. 144. 145.
2* Несторово житие Феодосия, стр. 154. 155. Собр. л. 1, 70–72.5, 140. 141.
3* Несторово житие Феодосия, стр. 155. 156. Собр. л. 4, 72.
4* Надпись на камне: „в л. 6576 инд. 6. Глеб князь мерил море по леду, от Тмутороканя до Кърчева, 14 т. сажень“. Исследования Буткова в извест. Р. археол. общ. 2, 273–292.
5* Арцыбашев 1, 31–33.
6* Несторово житие Феодосия, стр. 168. Симон о созд. Печер. церкви.
7* Симон о созд. Печер. церкви.
8* Несторово житие Феодосия, стр. 168. 169.
9* Нестор в конце жития Феодосиева.
10* Симон о созд. Печер. церкви; Четь-Минея 23 и 24 марта.
11* Собр. л. III, 277. VII, 4. Никон, постригая в 1032 г. Феодосия, был не менее 30 лет: так по правилу о священстве.