Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Св. священномученика Никона и дружины – 199-ти учеников его

«Сейте доброе семя в сердцах детей ваших... Не смущайтесь медленностью всхода его... Сейте и веруйте, что, хотя и невидимо, но тем не менее зреет оно в глубине души детской... Придёт пора – семя взойдёт!» Утешительны эти слова одного опытного деятеля на поприще воспитания душ человеческих. Справедливость их подтверждается многими примерами из прошедшей жизни человечества. Один из таковых представляется в жизни воспоминаемого сегодня святого Никона, жившего в III столетии. По званию своему он состоял воином; отец его был язычником, а мать – христианка, которая, хотя и старалась расположить сына своего к принятию христианства, но, не имея в муже-язычнике помощника в деле христианского воспитания своего сына, не имела и желательного успеха в этом. Не успела она в этом и позже, когда Никон, среди занятий по службе и среди рассеянной жизни в кругу товарищей, не имел ни достаточно времени, ни охоты вникать в спасительные внушения своей матери. Тем не менее, не пропали бесследно добрые семена... и, хотя Никон, по-видимому, относился поверхностно к христианским внушениям своей матери, иные из них запечатлелись в душе его, и настала та минута, когда они сказались и произвели спасительный переворот в судьбе его настоящей и будущей жизни...

Так, именно, однажды, заботливо рассуждая с сыном о всяких случайностях и опасностях, которые представляются во время войны, мать Никона сказала ему: – «сын мой любезный! если случится тебе во время войны впасть в какую либо смертную опасность, то огради себя крестным знамением, и ты избавишься от руки врагов: не поразят тебя ни стрела, ни копьё, ни меч, и среди кровавой резни ты останешься невредим» ...

Эти слова, излившиеся как благословение из сердца верующей матери, благодатно отозвались в благопотребную минуту...

Случилось однажды Никону, во время кровопролитной битвы, при нападении врагов, увлечённому храбрым порывом, остаться одному, окружённому врагами. Гибель его, казалось, была неизбежна. Готовый пасть под ударами врагов, он вдруг вспомнил слова своей матери и, с верой оградив себя крестным знамением, воскликнул: – «Христе Боже всесильный! покажи на мне в этот час силу креста Твоего, чтобы и я был рабом Твоим!» И внезапно, непобедимым порывом вырвался из среды врагов своих, удержал их натиск и, дав в это время товарищам своим собраться с новыми силами, содействовал таким образом окончательной победе над врагами... Поражённые его мужеством, товарищи начали прославлять его подвиг, но, Никон, дитя умолившей о нём Бога матери, озарённый свыше, начал прославлять Единого истинного Бога, восклицая:

«Велик Бог христиан, знамением креста прогоняющий и побеждающий врагов!»

Велика; неизреченна была радость матери Никона, когда, возвратясь домой, он рассказал ей о случившемся с ним и, вслушиваясь теперь внимательным сердцем в её христианские наставления, воспринимал их теперь как бы на созревшую почву для такого благодатного семени. Однажды, припав к ногам матери, он воскликнул: «молись обо мне, мать моя, молись, чтобы я познал истину, чтобы я научился поступать по воле Божией, чтобы Бог причислил меня к избранному Своему стаду! Твои наставления указали мне путь спасения, молись обо мне, чтобы я не уклонился от него, чтобы я не ослабел!»

Мать Никона посоветовала ему обратиться к священнику, который бы просветил его и окрестил. Но не легко было в то время найти священника, так как все почти христиане, по причине гонения, скрывались в горах и пустынях. Никон не нашёл священника в городе. Простившись с матерью и напутствуемый ей благословением и просьбой не оставлять её на долгое время, так как она больна и стара, он отправился на Восток. Корабль, на котором он поехал, пристал к острову Хиосу. Никон сошёл на берег и провёл несколько дней один на горе, в постоянной и пламенной молитве, чтобы Господь указал ему руководителя на пути спасения. Потом, сев снова на корабль, после двухдневного плавания, он вышел на берег у горы, называемой Ганос. Тут, в горных пещерах встретился он с Феодосием, епископом Кизическим, поселившимся тут с своими учениками. У него нашёл приют и Никон, научился от него закону Божию, принял св. крещение и стал вести жизнь иноческую, предаваясь с таким рвением молитве, посту и трудам, что братия и сам Феодосий удивлялись ему. Так прошло три года. Феодосий, почувствовав приближение своей кончины, возвёл Никона в сан диакона, потом в священника и наконец, рукоположив в епископа, поручил ему 190 иноков, дал ему наставления и велел удалиться на остров Сицилию. По кончине Феодосия, все братия, вместе с Никоном, отправились в Италию. Никон поспешил тогда побывать в отечественном своём городе – Неаполе, чтобы повидаться с матерью своей. Он застал её ещё в живых, но она как будто ожидала его для того, чтобы – проститься с ним в этой жизни... Увидев сына, услышав, как он провёл эти последние годы разлуки с нею, она, упав на колена, воскликнула: «благодарю Тебя, Господи, что Ты дал мне увидеть сына моего, посвятившего себя Твоему служению!

И теперь молю Тебя, приими душу мою в руки Твои!» И вскоре после того скончалась...

Встретившись в Неаполе с прежними своими друзьями и товарищами, Никон обратил многих из них ко Христу, рассказав им, каким образом сам был приведён к Богу. Девять воинов решились последовать за ним в Сицилию и вместе с 190 иноками, пребывавшими с Никоном, поселились в одном пустынном месте, при реке Асинос – ныне Алькантара. И стали все жить трудами рук своих. Но когда правитель страны узнал о них, то потребовал к себе и увещевал их отречься от Христа. Иноки с твёрдостью отказались, и все они были преданы смерти, кроме Никона, который был подвергнут страшным мучениям. Его опаляли огнём, привязывали к бешеным коням, которые влачили израненное тело его. Наконец уже правитель Квинтиан, тот, от которого пострадала также св. Агафия (пам. 5 февр.), велел отсечь мученику голову мечом. Это было в царствование Деция, в 250 г. – Игемон Квинтиан, по предречению пр. Никона, погиб ужасной смертью: он был, искусан, потоптан и сброшен конями при переправе через р. Псимиф – (что ныне Гиаретта, на восточной стороне острова).

Примечания
1* Или Гани – тоже, что Родоп (Rhodope) или часть её и находилась во Фракии.