Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Преподобного Агапита, безмездного врача

Преподобного Агапита, безмездного врача

Некто из Киева, Агапит, пишет Боголюбивый Поликарп, постригся при блаженном отце нашем Антонии. Он подражал ангельскому житию его, быв самовидцем исцелениям («исправлениям») его. Как тот великий, скрывая святость свою, лечил больных своей пищей, давая вид, что подаёт им врачебную траву, а больные становились здоровыми по его молитве; так и сей блаженный Агапит, ревнуя святому старцу, помогал больным». По этим словам, Агапит сперва подвизался в пещере, вблизи Антония, и здесь изучал высокую жизнь чудного подвижника. По дальнейшему же повествованию видим блаженного Агапита в монастырской кельи и среди братий. «Когда кто из братий заболевал, продолжает Поликарп, Агапит оставлял свою келью (красть было нечего), приходил к больному брату и служил ему: подымал и клал его, выносил на своих руках и давал ему свою пищу, – траву, которую варил. И больной становился здоровым по его молитве. Если болезнь продолжалась, – так бывало угодно Богу, чтобы усилить веру и молитву раба Своего, – блаженный Агапит неотступно оставался с больным, непрестанно молясь за него, пока Господь подавал здравие больному по его молитве. За это прозван он был врачом («лечец»). Господь даровал ему дар исцелений. И в городе было слышно, что в монастыре есть врач. Потому многие приносили к нему больных, и те становились здоровыми».

Блаженный Поликарп в другом случае пишет, что в молитве, исцелившей прельщённого Никиту, участвовал и «Агапит врач»; а это было при игумене Никоне, не позже 1088 г.. Итак известность преподобного врача началась ещё при Никоне, около 1080 г.

Во время сего блаженного, продолжает свою повесть о враче Поликарп, был некто родом и верой Армянин. Он был искусный врач, какого прежде не бывало; ему стоило только посмотреть на больного, и он назначал день и час смерти его и слова его выполнялись в точности. Такого уже и не лечили. – Один из таких больных принесён был в Печерский монастырь; это был первый человек у князя Всеволода († 1093 г.). Армянин довёл его до нечаяния, сказав, что умрёт спустя восемь дней. – Блаженный же Агапит, дав ему траву, которой сам питался, возвратил ему здоровье. Слух о том промчался по всей Русской земле. – Армянин, снедаемый завистью, начал поносить блаженного. Он послал в монастырь приговорённого им на смерть, приказав дать ему яда, чтобы, приняв, умер в глазах Агапита. Блаженный, подав этому умирающему монастырской пищи, сотворил его здоровым и избавил осуждённого от смерти. После того иноверец вооружается против Агапита ещё сильнее: он научает своих единоверцев уморить монаха ядом. По блаженный пил без вреда, нимало не страдая. Весть бо Господь благочестивыя избавляти от смерти (2 Пет. 2:9). Он сказал: «аще что и смертное испиют, не вредит их; на недужные руки возложат и здрави будут».

Сделался болен князь Владимир Мономах, тогда княживший в Чернигове. Его лечил Армянин и употреблял всё старание, все средства искусства, а болезнь не только не смягчалась, но час от часу становилась опаснее. Князь, чувствуя, что близок он к смерти, послал к Печерскому игумену Иоанну с просьбой прислать к нему Агапита врача. Если я пойду к князю, рассуждал блаженный Агапит, то должен ходить и ко всем. Человеческая слава – опасна, Не пойду за врата монастыря, чтобы не преступить обета моего. Если выгонят меня, пойду в другую сторону и опять возвращусь. Он послал князю варёное былие, приготовленное им для себя в пищу. Князь выздоровел. Исцелённый Владимир пришёл благодарить Агапита; но преподобный, опасаясь славы человеческой, скрылся. Князь отдал принесённые для Агапита дары игумену. – Потом, живо чувствуя, как многим он обязан Агапиту, приказал боярину отнести золото в келью Агапита. «Сын мой! сказал посланному преподобный, я не беру ни с кого за лечение – не за что: исцеляет Христос Господь, а не я». Посланный просил принять дары князя для его утешения и употребить по усмотрению. «Пусть так, сказал Агапит; скажи же князю, чтобы не берёг он сокровищ, – к чему они? пусть раздаёт их нищим; если не послушает меня, худо будет ему. Неблагодарности не любит Господь, избавивший его от смерти». Старец вынес золото из кельи своей и положил его у дверей, а сам скрылся. Вышел и посланный и, увидев брошенное золото, отнёс его к игумену Иоанну. – Когда все пересказано было князю, князь выполнил заповедь старца, стал щедро раздавать милостыню нищим.

Наконец сделался болен сам преподобный врач. Армянин, услыхав о том, пришёл посетить больного; осмотрев его, он сказал: «чрез три дня умрёт, иначе, прибавил он, готов я сам быть монахом». Агапит сказал ему: «мне открыл Господь, что я отойду к Нему через три месяца». В это самое время принесли к Агапиту из Киева больного. Агапит встал, как бы не был больным, взял траву, которую обыкновенно употреблял в пищу, и, показав Армянину, сказал: вот моё лекарство. – Армянин посмотрев сказал: это – не из наших трав, – думая, что это – из Александрии. Преподобный улыбнулся, подал своё лекарство больному, и тот выздоровел. Потом сказал Армянину: покушай со мной моего зелья; мне нечем более угостить тебя. – Армянин отвечал: «мы в этом месяце, отец мой, четыре дня постимся, и теперь пост наш». Услышав это, блаженный спросил: «кто ты такой, какой ты веры?» Тот отвечал: ужели не слыхал ты, что я – Армянин? Блаженный сказал: «как же смел ты войти сюда и осквернить мою келью, да и ещё держать мою грешную руку? Вон, иноверный нечестивец!» Тот с стыдом ушёл. После того блаженный Агапит жил ещё, по своему предсказанию, три месяца и, немного поболев, преставился к Господу июня 1 дня; его положили в пещере преподобного Антония.

По смерти святого Армянин пришёл к игумену и сказал: «оставляю свою веру и хочу служить Господу иноком в святой, правой вере Греческой; блаженный Агапит, явясь, сказал мне: ты обещался принять иночество; если солжёшь, потеряешь с жизнью и душу. Верю, что явившийся – угодник Божий: я знал хорошо, – что нельзя было ему пережить трёх дней, а Господь дал ему три месяца». Игумен облёк его в иночество, и бывший Армянин в подвигах православия окончил жизнь свою».

Полпкарп пишет затем: «такие-то и даже более великие дела совершены священными черноризцами. Припоминая добродетельное житие их, дивлюсь я, как доселе преданы молчанию великие исцеления св. отца нашего Антония. Если такое светило не светит по нашей небрежности, как воссияют лучи его? Разумею преподобных отцов наших Печерских. Но, как и сказал Господь, пророк не чтится в своём отечестве. Готов я написать тебе, честный архимандрит, господин Акиндин, об упомянутых отцах, и изобразить чудотворения одних, исцеления других, крепкое воздержание третьих, иных послушание, других прозорливость, о чём слышал я от своего собрата, а от моего господина, епископа Симона. Но иным кажутся невероятными мои сказания по величию дел; – а недоверие это оттого, что знают меня Поликарпа, как грешника. Поскольку же твоё преподобие приказывает, я пишу, как понимаю своим умом, и сколько пособляет мне память, хотя бы не совсем удачно; пусть останется написанное нами на пользу преемникам нашим, как написал блаж. Нестор в летописце о блаж. отцах Дамиане, Иеремии, Матфии и Исаакии, и как написаны в житии св. Антония все жития их, хотя и кратко. Я скажу о черноризцах не тайно, как уже сказал об иных: если умолчу я, то и имена их не помянутся, как было до сего дни. Вот я пишу о них в 15 лето твоего игуменства, а в продолжение 160 лет доселе не было и помину о них. Ныне любовь твоя причиной того, что скрытое стало известным и память о возлюбивших Господа чтится и славится, – потому что они – угодники Его и увенчаны Им. Исполняя твою волю, державный Акиндин, пишу я, грешный Поликарп». Да помянет Господь в Царствии Своём труд блаж. Поликарпа, оставившего нам повести о великих подвижниках, к пользе чад церкви.

Кончина чудного, безмездного врача, преп. Агапита последовала не позже 1095 г., так как болезнь, после которой спустя 3 месяца умер он, случилась вслед за исцелением Мономаха, Черниговского князя, который пробыл в Чернигове до 1094 г., а Иоанн был Печерским игуменом с 1088 г..

М. Сильвестр в своё время (1636 г.) писал: «Церковь празднует день кончины его 1 дня мес. червеца (июня)».

Примечания
1* Ркп. послание Поликарпа к Акиндину.
2* См. янв. 30 о св. Никите, февр. 14 о Исаакии и мая 15 о св. Исаии.
3* Собр. л. II, 88. 93. 95. V, 148. 150. Опис. лавры, стр. 130.
4* Patericon. р. 102. Здесь же (р. 96) сказано об Агапите: «жил около 1084 года Господняго». – Более было бы точности, если бы было сказано: начал быть известным около 1084 г. сл. пр. 2.