Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление преп. Дионисия Глушицкого

 Преставление преп. Дионисия Глушицкого

Преподобный Дионисий родом был из окрестностей Вологды и пострижен в обители Спасокаменской Святогорцем игуменом Дионисием; отданный под руководство духовного старца, он прожил в посте и молитвах в Каменском монастыре 9 лет.

Потом обошёл он с учеником Пахомием восточную сторону Кубенского озера, ища себе безмолвного уединения. На святой Луке найдя запустевшую обитель, поставил хижину, возобновил храм св. Николая и восстановил древний общежительный монастырь. На святой Луке Дионисий удостоен священства, рукоположенный Ростовским архиепископом Григорием, в то же время, как хлопотал он о пустынном храме. Он провёл здесь несколько лет, изнуряя себя голодом и жаждой. Жизнь его была весьма суровая, так что ученик Пахомий стал наконец тяготиться суровостью жизни. Дионисий с своей стороны желал составить общежитие для спасения многих. «Я слышал, сказал Дионисий Пахомию, что на восточной стороне Кубенского озера есть пустынное место; там желал бы я, если угодно Господу, составить общежительный монастырь; ты останься здесь – и пусть остаётся с тобой недавно пришедший к нам брат». Дионисий оставил Пахомия с миром на святой Луке, а сам удалился.

За 15 вёрст от Луки, в глухом лесу на реке Глушице, подвижник Божий поставил себе хижину, под черёмушным деревом и стал подвизаться по-прежнему. Спустя несколько времени пришёл к нему старец, и он обрадовался ему как ангелу; затем начало проходить по два и по три и селились вблизи кельи Дионисия. В 1403 г. построен был небольшой храм Покрова Пресвятые Богородицы. Князь Кубенский Димитрий присылал для того своих плотников. Григорий, архиепископ Ростовский, преподавая благословение на составление обители и создание храма, говорил старцу: «советую тебе составить общежитие, чтобы ничего не называть своим, а всё иметь общим, как жили при Апостолах». Преподобный выполнил совет архипастыря – и прежде всего для себя самого: следуя правилам общежития, он занимался то плотничеством, то работой швеца. Точно так для другого, более обширного, храма, построенного в 1412 г., преподобный сам писал иконы. – Он назначил послушания братиям по церкви и по монастырским работам и строго надзирал потом за соблюдением порядка. «Дети, говорил он братиям, не смущайтесь трудами пустыни. Многими скорбями надобно достигать Небесного Царствия. Для нас эти скорби – пост и лишения всякого рода. Молитва наша должна быть от чистого сердца. О милостыне к нищим будем помнить слова Спасителя: «блаженни милостивые». Он строго требовал, чтобы у инока не было никакой собственности, и чтобы без благословения настоятеля или старца ничего не делали. Один инок, вопреки уставу общежития, держал у себя в кельи 10 ногат (кожаных монет). Это открылось после его смерти. Преподобный велел выбросить ногаты вместе с телом ослушника. «Чада, говорил он, ослушание погибель». Едва могли упросить старца – разрешить виновного. Старец Антуфий без благословения пошёл ловить рыбу и наловил очень много. Дионисий велел выбросить рыбу.

Преподобный и словом, и делами учил жить в уповании на Господа. – Два вора похитили семь монастырских лошадей. Инок-эконом с великим горем объявил о том Дионисию. Авва улыбнулся и сказал: «не все ли мы странники? – Будем заботиться о том, какой ответ дать на суде. Нам велено молиться за наносящих обиду». Воры в первом же месте, где остановились, едва не сгорели сами, и лишились лошадей в пожаре. В другое время некоторые из братии думали вразумить его в излишней щедрости его к нищим. По их наставлению молодой человек явился к преподобному в виде странницы, прося пособия. Преподобный подал несколько денег. – Когда же после вечернего Богослужения рассказали ему, как было дело, – он, успокаивая смущённых, сказал: «если вы, вопреки моей воле, отнимете деньги, то вдвойне согрешите, покажете нетерпеливость в скудости и отнимете то, что дано любовью. Господь велит творить добро, сколько есть сил». Случился голод в стране, и преподобный щедрой рукой раздавал хлеб страдавшим от голода. На замечание эконома, что недостаёт запасов, отвечал: верен Сказавший нам: не пекитесь о завтрашнем дне: знает Отец Небесный, в чём имеете нужду. Он же говорит: суд без милости не сотворшим милости.

Когда Глушицу стали посещать многие, любитель безмолвия удалился за 4 версты в непроходимую дебрь и у огромной сосны, оставившей и месту название Сосновца, соорудил себе келью, а потом небольшой храм во имя пустынного ангела Предтечи. Это было в 1420 г. Сюда перешли некоторые из Глушицы; но преподобный положил, чтобы Сосковец был под управлением одного настоятеля Глушицкого и само содержание получал из Глушицы. Поскольку к духовному старцу приходили жёны с желанием слушать наставления его и желали бы часто слушать их, то Дионисий в 2 верстах от Покровской обители устроить женское общежитие с храмом святителя Леонтия Ростовского. В устроении и поддержании всех трёх обителей щедро помогали преподобному князья Димитрий Заозерский и Юрий Бохтюжский, особенно же последний. Преподобный любил заниматься писанием святых икон. До нашего времени сохранились труды святых рук его: а) в Сосновце икона Знамения Богоматери с огненными серафимами и резная икона Одигитрии. б) В Кирилло-Белозерском монастыре по описи 1668 года в иконостасе собора «образ живописный преподобного чудотворца Кирилла, а писал преподобный Дионисий Глушицкий, – ещё живу сушу чудотворцу Кириллу, в лето 6932 (1424 г.)»; в раме преподобного Кирилла образ Успения Богородицы «письмо преподобного Дионисия Глушицкого». в) В седьмиозерной пустыни, в 30 верстах от Кадникова, находится писанная преподобным Дионисием икона Успения Божией Матери, принесённая сюда из Глушицкой обители и с 1593 г. прославившаяся чудесами. г) В Прилуцком монастыре показывается икона преподобного Димитрия († 1392 г.), как писанная преподобным Дионисием.

Блаженный Дионисий ревностно старался о распространении славы имени Божия. В 18 верстах от Глушицкой обители, на реке Сухоне, построен им храм во имя Воскресения Христова, с тем, дабы окрестные жители могли в нём слушать слово Божие и учиться страху Божию. Другой храм, во имя святителя Николая, построен им в селе Двинице, по просьбе бедных жителей того села, и для этого храма писал он сам иконы.

Известность Дионисия, как опытного духовного наставника, привлекала к нему весьма многих. Блаженный Григорий, впоследствии Пельшемский подвижник, уже тогда, как был архимандритом, пришёл к Дионисию в Сосновец и несколько годов прожил здесь, изучая жизнь духовную по наставлению и жизни Сосновецкого аввы. В Глушице и Сосновце при авве Дионисии было много иноков и между ними не мало было искренних рабов Божиих. Таков был преподобный Филипп, который потом основал пустынную обитель на реке Рабанге, где и почил (1448 г.).

Дионисий, Спасокаменский настоятель, быв Ростовским архипастырем (1418–1425 г.), отличал Глушицкого авву своей любовью, и авва не раз посещал его. Когда преемник блаженного Дионисия, архиепископ Ефрем (1427–1454 г.) обозревал обширную епархию свою, смиренный авва Дионисий вышел к нему на встречу со всеми учениками своими и принял его в обители с почестями. Учительный архипастырь преподал наставление братии, напомнил о внезапности смерти и о страшном суде Божием и, побуждая к искреннему отречению от мира, говорил: «не назвал ли Господь мертвецом привязанного к миру, когда сказал юноше: оставь мёртвых погребать своих мертвецов?» А авве игумену сказал: «храни себя и стадо, дабы мог ты сказать на суде: вот я и дети, которых дал мне Господь». Блаженный авва с любовью слушал блаженного архипастыря: «Господь послал нам тебя, пастыря и целителя», сказал авва с восторгом благоговейной души. Блаженный Ефрем утвердил духовную грамоту аввы Дионисия.

За 7 лет до своей кончины преподобный приготовил себе могилу и часто приходил к ней для святых размышлений о загробной жизни. Близкий к кончине, назначил он в преемника себе Амфилохия и мирно скончался 1 июня 1437 года. По словам древнего жизнеописателя, внешний вид преподобного Дионисия был таков: роста низкого и очень сухой, голова не малая, брови полукруглые, лицо длинно, щёки впалые, взор тихий, борода густая по грудь, волосы светло-русые и полуседые. Насаждённая аввой строгая жизнь долго процветала в его пустыни и после его кончины. Царь Иоанн писал: «на Глушицах обитель процветает постническими подвигами».

Собором 1547 г. установлено было чтить преп. Дионисия во всех церквах Русских. Служба ему написана в 1548 г.. Мощи его почивают под спудом в храме Сосновца, уцелевшего среди разрушений времени людей.

Прославленный Господом Дионисий известен по многим чудесам: он исцелял больных, выпрямлял скорченные руки, возвращал слепым зрение и немым употребление языка.

Примечания
1* «Осмеливаюсь писать о пр. Дионисе, говорит инок Иринарх, как слышал я от блаж. Амфилохия, Макария и Михаила, живших при св. Дионисие. Сам я видел чудеса, совершающиеся при его гробе. В памяти учеников его сохранилась преимущественно пустынная жизнь его». Житие описано цветистым слогом. Синод. ркп. № 610. Сокращение жития в прологе.
2* По ркп. житию храм возобновлён в 1393 г. по благословению Рост. арх. Григория; но Григорий посвящён 14 мар. 1396 г. и скончался мая 4-го 1416 г. Итак год храма показан у Иринарха ошибочно. – Иринарх повторяет известия Паисия Ярославова (изд. в Правосл. Собеседн. 1861 г. I, 202, 203), но у Паисия не указан год построения храма.
3* Николаевский монастырь на св. Луке грамотой княгини Марии 1479 г. передан в ведение Спасо-каменного монастыря. Допол. к ист. акт. I. № 16. По ркп. описанию святых Вологодских: «преп. Пахомий на Кубенском озере начальник монастыря, чудотворец», но ни год, ни день кончины его не показаны и неизвестны.
4* По ркп. житию храм освящён в 1393 г. по благословению архиеп. Григория. Но год освящения показан здесь не верно. Ист. иер. 3, 699. 700.
5* Жалов. грамота Юрия Ив. к. Бохтюгского в Ист. иер. 3, 704–706.
6* Ист. иер. 3, 703. 704. Сведен. о монаст., стр. 63.
7* Записки Рус. археол., стр. 39. 41. Древности Кириллова монаст., стр. 9–12. 87. 88. Чтен. общ. ист. 1859 г. к. 3.
8* Сведен. о монаст., стр. 60. 66. Слава Богоматери 3, 31. 32. М. 1853 г.
9* Истор. иер. 5, 655. 656.
10* Ист. иер. V, 566–569. По другому списку святцев: «инде имена их Афанасий и Лазарь».
11* Ист. Акт. I, 380.
12* Ак. э. 4. 203. В грамоте 1626 г.: «преподобный чудотворец Дионисий». Юрид. ак., стр. 420.
13* Служба у Румянцева № 397, у Царского № 563. В святцах устава XVI в. (Толстого № 100) июня 1 пр. Дионисий Глушицкий.
14* Ист. иер. 3, 701–703.
15* Седален службы, в Минее за июнь. М. 1646 г.