Чудеса святителя Николая, Мирликийского чудотворца
При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого. Не перестал он быть им и по смерти своей, являясь скорым заступником всех находящихся и бедах, спасая от потопления и из глубины морской перенося на сушу, восхищая от пленения и перенося в дом, избавляя от смертной казни мечом и иных родов смерти, подавая исцеления: слепым – зрение, хромым – хождение, глухим – слышание, немым – глаголание. Многих он обогатил, когда те находились в крайнем убожестве и нищете, голодным подавал пищу и всякому, находящемуся в беде, являлся готовым помощником, усердным заступником и скорым предстателем, и защитником. И теперь также помогает всем с верой прибегающим к нему и избавляет от постигающих их бед. Невозможно исчислить или описать все его чудеса. Великого чудотворца Николая знает весь Восток и Запад, и все концы земные известны о его чудотворениях (св. Димитрий Ростовский).
Поэтому и Церковь, прославляя в своих песнопениях угодника Божия Николая, мирликийского чудотворца, призывает на поклонение ему всех: цари и князи да стекутся к нему, да восхвалят его пастыри и учители, как доброго пастыря, который является в болезнях врачом, в бедах – избавителем, грешникам – заступником, для нищих – питателем, в скорбях – утешителем, для путешествующих – спутником, плавающим по морю – правителем; пусть все восхвалят великого святителя Николая.
Уже из тех немногочисленных повествований о чудесах святителя Николая, которые помещены ниже и взяты из «Службы» великому чудотворцу, благочестивые читатели увидят, как разнообразна была помощь великого угодника всем нуждающимся в ней.
Спасение корабля от потопления. Свет чудес почившего Божия угодника стал просиявать вскоре по блаженной его кончине, когда честные его мощи начали источать целебное и благовонное миро, и скоро достиг до самых крайних пределов, где только были христиане. Так о них узнали в Греческих поселениях близ устьев реки Танаиса (ныне Дона). Нашлись там благочестивые люди, которые захотели отправиться в Миры, чтобы поклониться мощам великого угодника Божия. Нагрузив корабли пшеницей, они отправились в далёкую Ликию. Но врагу рода человеческого, которого так часто посрамлял при жизни своей святой угодник Божий, конечно, неприятно было такое почтение к памяти его, и он задумал расстроить благочестивое желание Танаитян. Для этого он принял вид жены, которая, перед отплытием благочестивых мужей в Миры, подошла к ним с сосудом, наполненным елеем, и обратилась с следующими словами: «Я и сама бы хотела отнести ко гробу святого Николая этот елей», сказала она им, «но боюсь пуститься в далёкое морское плавание, так как я женщина слабая и больная. Поэтому, прошу вас, возьмите этот сосуд с елеем и отвезите его в Миры, а там вылейте его в светильник при гробе святителя».
С этими словами лукавый бес, принявший вид женщины, передал им в руки сосуд с елеем, который, как оказалось впоследствии, был смешан с бесовскими парованиями, гибельными для пловцов.
Не подозревая диавольских козней, напротив, усматривая в просьбе жены благочестивое намерение, путешественники взяли у неё сосуд и отправились в путь. Сначала некоторое время они плыли благополучно. Но потом подул сильный ветер, поднялось большое морское волнение, которое делало невозможным продолжать путь в далёкую Ликию. Поэтому Танаитяне решились возвратиться домой, не исполнив своего благочестивого желания, и уже поворотили было свой корабль назад. Но в эту минуту явился им на встречу в небольшой лодке святитель Николай. «Куда плывёте, добрые люди?» обратился он к ним. «Зачем оставляете начатый путь и ворочаетесь домой? В ваших руках находится средство унять бурю и беспрепятственно продолжать начатый вами путь. Знайте, что ходу вашего корабля противится злокозненность диавола, который в образе женщины дал вам сосуд с елеем: бросьте его в море, – и вы благополучно совершите свой путь».
Мореплаватели послушались чудного мужа и бросили сосуд с елеем в море. Внезапно оттуда поднялся чёрный дым, пламя и отвратительный смрад; море расселось и со дна морского поднялось клокотанье; сами капли морские обратились в огненные искры. Смертельный ужас объял мореплавателей, и они начали кричать. Угодник Божий не оставил их и теперь. Снова явившись, он велел им оставить страх и своим властным словом уничтожил диавольское наваждение. Тотчас повеяла тихая прохлада, и в воздухе и распространилось чудное благоухание. Достигнувши беспрепятственно города Мир, Танаитяне исполнили своё благочестивое желание, поклонившись мощам святого угодника. Затем благополучно возвратились домой и здесь поведали всем, что сотворил им св. Николай.
Чудесное возвращение Вандалу похищенного у него имения. В один из Вандальских набегов на Калабрию, когда всё разрушалось и предавалось огню, один Вандал-грабитель в доме неизвестного христианина нашёл образ св. Николая. Не зная, чьё это изображение, Вандал однако же взял понравившийся ему образ. Во время дороги пленные христиане объяснили Вандалу, что это образ славного у христиан чудотворца, св. Николая. Возвратясь домой в Африку, он поставил икону св. Николая в своём доме. Затем, когда ему встретилась надобность оставить свой дом и отправиться в путь, он поручил иконе св. Николая всё своё имущество, находившееся в доме, и обратился к ней со следующими словами: «вот, я вручаю тебе всё своё имение, которое ты должен блюсти в целости, пока я не возвращусь в свой дом; если же в моё отсутствие погибнет что из моего имения, то я жестоко отомщу за это на тебе». – Вандал отправился в путь. В его отсутствие в дом забрались воры, украли всё находившееся там имущество, но икону чудотворца и Николая оставили. Возвратившись домой и увидев, что всё его имение расхищено, грубый Вандал выместил свою злобу на иконе святителя Николая. «Не говорил ли я тебе», обратился он к святителю Николаю, «чтобы ты в моё отсутствие хранил от воров моё имущество? Так как ты не сделал этого, то я буду бить тебя вместо воров». С этими словами он подверг бичеванию честной образ святителя и грозился даже сжечь его, если не найдётся имущество.
Когда воры, укравшие имение Вандала, начали делить его между собой, им неожиданно явился святитель Христов Николай и грозно сказал: «Что вы сделали? Зачем вы украли имение, которое было поручено мне на сохранение? Вы согрешили, а я остался виноват. Посмотрите, как жестоко бил меня Вандал, какие раны сделал на моём теле и как искровянил его. Немедленно же возвратите похищенное вами имение Вандалу. Если же вы этого не сделаете, то понесёте позорную казнь». Изумлённые такими словами, воры сказали ему: «кто ты, и какое право имеешь говорить так?» Он ответил: я – Николай, раб Господа моего Иисуса Христа». Услышавши имя великого угодника Божия, воры почувствовала сильный страх и немедленно возвратили Вандалу имение. После этого они совсем перестали воровать и до самого конца проводили богоугодную жизнь, горько раскаиваясь в своих прежних грехах. Вандал же, поражённый быстрой и чудесной помощью Божия угодника, уверовал во Христа со всем своим домом, крестился и потом построил церковь в честь св. Николая. С того времени имя великого чудотворца прославилось между варварами и стало известно в северной Африке.
Помощь святителя Николая епископу Мирскому Федору. В Актах второго Никейского вселенского собора (787 года) сохранился следующий рассказ одного из позднейших преемников святителя Христова Николая о чудесной помощи, оказанной ему этим великим святителем. На соборе, собранном, как известно, для утверждения истинного богопочитания, поколебленного ересью иконоборцев, каждому отцу было предоставлено право говорить перед всеми в пользу иконопочитания всё, что было ему известно. Так, прочтено было письмо преп. Нила Синайского к силенциарию Илиодору о явлении двум отшельникам Синайским св. мученика Платона, узнанного ими по тем иконам святого, которые были в употреблении на их родине. Выслушав чтение, Феодор, епископ мирский (сперва державшийся ереси иконоборцев, но в первом заседании собора раскаявшийся и отрёкшийся от неё), сказал перед собором. «Нечто подобное этой истории пришлось испытать и мне. Раз я получил обиду от рук важных лиц. Архидиакон мой, человек благоговейный и боящийся Бога, говорит мне: я видел во сне патриарха, который сказал мне: пусть митрополит придёт к нам, и дела его получат оборот в его пользу. Я спросил архидиакона: в каком виде и очертании явился тебе патриарх? Он ответил: лицом красен и сед волосами. Тогда я сказал ему: не такого вида патриарх; на эндите (покрове или вообще священном облачении) есть у нас икона св. Николая и, как ты рассказываешь, именно он таков, как тебе явился. Он отвечал: да, действительно, такого вида был говоривший со мной. Из сего сходства с иконой я понял, что ему явился св. Николай. Итак, поверив словам архидиакона, я тотчас же отправился в богохранимый царствующий град, и все дела мои были управлены согласно пользам моей епархии».
Возвращение золота Еврею. Один христианин взял в заём у Еврея большое количество золота. Так как он не имел из людей никого, кто бы мог поручиться за него, то своим поручителем перед Евреем сделал святителя Христова Николая. Для этого оба они пошли в церковь св. Николая, где христианин перед алтарём святителя поклялся возвратить свой долг. Но вот прошёл назначенный христианином срок возвращения долга. Еврей пришёл к нему и стал просить его возвратить взятое им золото. Христианин, решивши утаить долг, с клятвой стал уверять Еврея, что он уже возвратил ему золото. Тогда Еврей обратился к судьям с просьбой рассудить их дело. Последние, не имея никаких доказательств, решили предать это дело суду совести христианина. Они велели ему клятвенно подтвердить, что он отдал свой долг и ничего не должен Еврею. И на присягу дерзнул корыстолюбец, рассчитывая при помощи одной хитрости избежать наказания за клятвопреступление. Он вложил золото в толстую палку, которую во время присяги дал подержать Еврею, сказав: «я отдал тебе более, чем должен был», после же присяги опять взял её. Но суд Божий не замедлил наказать клятвопреступника. Когда он после клятвопреступления возвращался домой, им овладел тяжёлый сон, и он упал на землю. Быстро ехавшая колесница переехала его и убила до смерти, а палка, в которой было скрыто золото, упала, разбилась, и золото из неё рассыпалось по земле.
Узнав об этом, Еврей ужаснулся и даже не хотел взять своего золота, которое предлагали ему. Наконец, он сказал: «до тех пор я не возьму золота, пока не увижу умершего воскресшим по молитве св. Николая. Когда же случится это, то и сам сделаюсь христианином». Как только вымолвил он это, мертвец ожил. Поражённый таким великим чудом, Еврей крестился со всей своей семьёй.
Избавление Иосифа Песнописца от уз. В IX веке Божий угодник Николай отразил Магометан от острова Родоса, когда коснулись они христианских храмов, и оказал своё чудесное заступничество преп. Иосифу Песнописцу, за твёрдость в иконопочитании заключённому на острове Крите. Там, в темнице, он томился целые шесть лет до смерти иконоборца Льва Армянина. В ту самую ночь и в тот самый час, когда зловерный гонитель был убит (24 декабря 820 года), преподобный стоял на молитве, песнопением встречая наступавший праздник Рождества Христова. Внезапно свет осиял темницу, и заключённому явился святолепный муж, облачённый в святительские одежды, седой волосами, светлый ликом, и сказал: «от Мир Ликийских я пришёл к тебе, посланный Богом, принести тебе радостную весть: враг, смутивший Церковь и разогнавший Христовых овец, лишился царства и жизни, позванный на Божий суд. Ныне же тебе подобает возвратиться в Константинополь, чтобы живущей в тебе благодатью Святого Духа утвердить многих». Сказав это, он подал ему некую хартию, промолвив: «прими эту главизну и съешь!» Было же написано там: ускори, щедрый, и потщися, яко милостив, на помощь нашу, яко можеши хотяй. Иосиф, приняв и прочитав хартию, радостно проглотил её и сказал: «как сладки для гортани моей эти слова!» И повелел явившийся, чтобы узник пропел их. Иосиф запел, и узы упали с него. Святитель приказал ему идти за ним; двери темничные сами собой раскрылись перед ними – и оказался Иосиф на большой дороге, ведшей в Константинополь. Поселившись там, преп. Иосиф построил церковь во имя святителя Николая, своего благодетеля, и прославил его многими песнопениями, до сих пор употребляемыми в православной Церкви.
Избавление отрока от потопления. Один благочестивый муж усердно молился святителю Николаю, чтобы он разрешил его жене неплодство и даровал чадо, обещаясь с имеющим родиться чадом принести в храм святителя Николая золотой сосуд. Молитва его была услышана св. Николаем, и в скором времени у него родился сын. Исполняя свой обет, он дал «златарю» много золота и велел сделать из него сосуд. Но, когда последний был приготовлен, то очень понравился ему, и он велел сделать «златарю» другой сосуд для св. Николая, а первый удержал у себя для домашнего употребления. По изготовлении второго сосуда, он отправился морем ко храму святого Николая и захватил с собой рождённого по молитве к св. Николаю сына и оба сосуда. Во время плавания отец велел почерпнуть отроку воды прежде сделанным сосудом. Исполняя волю своего отца, отрок с сосудом упал в морскую пучину и утонул.
Отец его, проливая горькие слёзы о преждевременной смерти своего сына, один продолжал свой путь, желая исполнить данный святителю обет. Придя в храм святителя Николая, он поставил перед его иконой второй сосуд. Но сосуд невидимой силой был брошен на средину церкви. Тогда он вторично поставил его перед иконой, но с той же неудачей: сосуд вторично невидимой силой был сброшен на средину церкви. Все присутствовавшие были поражены этим, не понимая, что бы оно значило. Но вот внезапно среди церкви стал отрок, держа в своих руках прежде сделанный сосуд, и передал всем бывшим тут, что он сохранен был в море от потопления святителем Христовым Николаем. Воздавши благодарение Господу, дивно прославляющемуся во святых Своих, отец отдал для употребления в храме святителя Николая оба сосуда и затем благополучно возвратился с сыном своим домой.
Освобождение из плена и темницы военачальника Петра (Афонского). Около IX века святитель Христов Николай явил чудесную помощь Греческому полководцу Петру Схоластику. Во время войны с Магометанами, он попал в плен и был заключён в крепость Самару, находившуюся на берегу Евфрата. Обложив пленника тяжёлыми оковами и бросив в смрадную тюрьму под крепкую стражу, враги запретили всякий доступ к нему и таким образом лишили его всякого утешения. В этом горестном положении он припомнил все прежние грехи, искренно в них раскаялся и усердно призывал на помощь святителя Николая, к которому, ещё прежде сего, также быв в плену, он прибегал с молитвой об избавлении, обещаясь, если освободится из плена, не возвращаться в Царьград к жене и детям, но идти прямо в Рим и там постричься в обители св. Апостола Петра; но, освободившись из плена, позабыл обет свой.
Теперь, в другой раз попавшись в плен, снова призывает св. Николая и даёт твёрдый обет по освобождении своём постричься в монашество. Чтобы молитва имела больший успех, Пётр наложил на себя строгий пост, в течение целой недели ничего не вкушал и с плачем и рыданиями призывал себе на помощь великого чудотворца. Утешитель печальных и скорый избавитель всех находящихся в бедах, св. Николай явился на восьмую ночь заключённому в темнице Петру и сказал ему: «я услышал молитву твою; но милосердие Божие ещё медлит избавить тебя. Помни слова Христовы: толцыте, и отверзется вам! Не оставляй молитвы и надейся на Господа!» Сказавши эти слова, святой Николай велел ему вкусить хлеба и затем удалился.
Спустя несколько времени святой Николай снова предстал узнику во сне и с радостным лицом сказал ему: «поверь, Пётр, что я непрестанно молюсь о тебе. Господь ещё не явил мне воли Своей, но я покажу тебе другого заступника, который помолится о тебе всесильному Богу». – «Но кто же, возразил Пётр, может лучше тебя умолить Бога, когда целый мир призывает тебя, и ты спасаешь всех!» Св. Николай ответил ему: «знаешь ли ты Симеона Богоприимца, который приял на руки свои сорокадневного Младенца Христа?» – «Знаю, святитель Божий», сказал Пётр: «о нём читается и в св. Евангелии». Св. Николай продолжал: «ему молись, он силён у Господа, так как предстоит у престола Вседержителя вместе с Пресвятой Богородицей и святым Иоанном Крестителем». Сказавши это, св. Николай удалился.
Проснувшись, Пётр стал молиться ещё усерднее прежнего, непрестанно призывая на помощь святого Симеона Богоприимца вместе с святым Николаем. После этого он увидел у постели своей обоих заступников, святого Николая и святого Симеона, из коих последний держал в руке жезл и сказал ему: «исполнишь ли ты обет свой и отречёшься ли от мира? Смотри, не солги, как солгал ты св. Николаю». «Нет, угодниче, непременно исполню», отвечал Пётр. Тогда св. Симеон сказал ему: «если ты верно обещаешься постричься в монашество, то иди из темницы без всякой боязни туда, куда хочешь ты». Но Пётр сказал: «я не могу выйти, так как заключён в вериги». Св. Симеон прикоснулся жезлом своим к оковам, отягчавшим Петра, и они в то же время спали с него. А св. Николай сказал ему: «Господь освободил тебя от плена, ступай теперь в Рим и не забывай исполнить обет свой, чтобы не получить тебе ещё большей беды». После этого дивные старцы вывели узника из темницы, проводили на безопасную дорогу и там скрылись от взоров его.
В ту же ночь св. Николай явился во сне папе, держа за руку избавленного от уз военачальника Петра, и сказал ему: «вот этого мужа Петра вместе с Симеоном Богоприимцем мы избавили от тяжких уз из темницы Самарийской; поручаю тебе возвести его во образ монашеский и наставить на путь спасения. Ты увидишь его завтра в церкви во время утрени, и сделай то, что я сказал тебе». После этих слов св. Николай сделался невидим.
Между тем Пётр, споспешествуемый помощью святых отцов – Симеона и Николая, прибыл в Рим, явился во храм св. Петра и, плача от радости за своё освобождение, пал с молитвой святым Апостолам Петру и Павлу и своим избавителям – святым Симеону и Николаю. Папа узнал его и в тот же день постриг в ангельский образ. Пётр провёл остаток дней своих в подвигах благочестия на горе Афоне. Православная Церковь причла его к лику святых и празднует в 12 день июня память препод. Петра Афонского.
Освобождение Василия, сына Агрикова из плена. В стране Антиохийской, часто подвергавшейся набегам Сарацин, жил один богатый и благочестивый человек, по имени Агрик. Имея великую веру ко святому отцу Николаю, он имел обыкновение ежегодно, в день его памяти, ходить на богомолье в церковь, освящённую во имя сего угодника Божия и находившуюся в 5 стадиях (около версты) от его местожительства, а затем угощать обедом всех родных и знакомых и множество нищих. Раз, когда наступал день памяти святителя Христова, Агрик сказал шестнадцатилетнему сыну своему Василию: «ступай в церковь св. Николая, помолись великому угоднику Божию и, отслушав вечерню, утреню и литургию, приходи домой; а мы с матерью приготовим всё нужное для угощения нищих». Отрок с радостью пошёл исполнить желание своего отца. Во время утрени на церковь св. Николая внезапно напали Сарацины, взяли в плен всех, находившихся в ней, в том числе и Василия, сына Агрикова, который был увезён на остров Крит и здесь сделался пленником Сарацинского князя Амиры. За необыкновенную красоту Василия князь Амира сделал его своим виночерпием.
Узнав о внезапном плене своего сына, поражённые скорбью родители предались неутешной печали и целых два года проводили в сетованиях по погибшем сыне и даже не праздновали памяти св. Николая. «Лучше было бы, любезный наш сын», обливаясь горькими слезами, говорили они, «если бы мы видели тебя лежащим на одре и застигнутым сильной болезнью, так как мы тогда могли бы своими руками хоть несколько облегчить твои страдания; даже не так бы терзались наше сердце и душа, если бы с тобой приключилась смерть и мы бы сами предали тебя земле». Видя неутешную печаль родителей, соседи стали утешать их, советуя возложить надежду на св. Николая, скорого помощника во всех бедах.
Агрик, успокоившись несколько, сказал своей жене: «какая нам польза в плаче и рыдании! Вот уже третий год мы тоскуем и сетуем, забываем даже великого угодника Божия, и не ходим к нему на праздник. Завтра день его памяти. Пойдём, принесём в храм его елей, свечи и фимиам; помолимся ему, может быть, он пошлёт нам утешение; может быть, возвратит нам погибшего сына, или, по крайней мере, даст знать о нём – жив ли он, или умер?» Жена вполне одобрила его намерение, и они с радостью поспешили в церковь св. Николая, где должным образом и почтили его память, а возвратясь домой, сделали, как и прежде, трапезу, и пригласили на неё родных, знакомых и нищих.
Во время трапезы вдруг на дворе залаяли собаки. Агрик послал слуг посмотреть, отчего поднялся лай. Слуги, возвратясь, сказали, что на дворе нет никого и ничего. Лай однако же продолжался и усиливался. Агрик сам вышел посмотреть и сначала испугался, увидев перед собой юношу в Сарацинском платье с сосудом вина в руках. Но, подойдя ближе, узнал в нём сына своего и от радости воскликнул: «неужели это ты, сын мой, или глаза мои меня обманывают?» – «Да, это – я, батюшка», отвечал юноша: «но как очутился здесь, не знаю. Ещё сейчас я служил за столом Сарацинскому князю и из этого сосуда наливал ему вино в кубок. Но вот в одно мгновение кто-то сильный взял меня за руку, перенёс подобно вихрю, поставил меня здесь, и я узнал в нём великого святителя Николая». Можно представить чрезвычайную радость и глубокую благодарность угоднику Божию родителей, уже потерявших надежду на возвращение сына своего и теперь снова получивших его целым и невредимым.
Освобождение Сарацина из темницы. На берегу моря находился Греческий город Сполитис, против которого на другой стороне пролива был Сарацинекий город. Житель последнего, богатый Сарацин однажды, катаясь по морю, неожиданно схвачен был Греками и заключён в темницу, где содержалось много преступников. В темничных узах он просидел целый год и научился здесь Греческому языку. Часто слыша, что товарищи его по заключению обращаются с молитвой к св. Николаю, он пожелал узнать, кто такой призываемый христианами святитель Николай. Один из заключённых рассказал ему о великих благодеяниях роду человеческому святителя Николая и вместе с тем сообщил главные истины христианской веры. Неверный Сарацин был глубоко тронут рассказом христианина и, дождавшись ночи, обратился в простоте сердца со следующей молитвой Богу истинному: «Господи! если Ты действительно сошёл на землю и воплотился для нашего спасения, то пошли мне на помощь угодника Твоего святителя Николая. Пусть избавит он меня от плена, и я обращусь в христианство со всем домом своим». Помолившись таким образом, Сарацин уснул и увидел во сне святителя Николая, который снял с него оковы и сказал ему: «избавляет тебя Христос через меня, раба Своего; ступай, но не забудь обета своего; иначе с тобой будет худо». Сказавши это, святитель стал невидим. Сарацин проснулся и, к величайшему удивлению своему, очутился у себя дома, на своей постели, куда невидимо был перенесён по воле угодника Божия. Вместе с женой и детьми возблагодарил он Бога за непостижимое своё спасение и рассказом о случившемся с ним чуде многих неверных обратил ко Христу.
В следующую ночь святитель снова явился во сне Сарацину и сказал ему: «садись немедленно в лодку, поспеши к Греческому берегу и расскажи, каким образом я освободил тебя из темницы. Греки думают, будто ты подкупил стражей, и хотят казнить их. За себя не бойся: я буду с тобой, и никто не прикоснётся к тебе!» Сарацин рассказал свой сон жене, которая всячески старалась отговорить его от исполнения данного святителем приказания. Но он на все её убеждения и слёзные просьбы отвечал с твёрдостью: «святой Николай силён избавить меня и в другой раз от опасности». Он сел в лодку с несколькими слугами, которым не позволил даже взять с собой оружия, подъехал к самым стенам неприятельского города и громко рассказал сбежавшемуся народу о случившемся с ним чуде. Напрасно преследовали его Греческие ладьи: он благополучно возвратился домой.
Вскоре после этого он отправился в Иерусалим со всем своим семейством и слугами и там сподобился со всеми ими принять от патриарха крещение.
Избавление священника Христофора от усекновения мечом. Один священник из города Митилены, именем Христофор, имея великое усердие ко св. Николаю, ежегодно ходил в город Миры для поклонения мироточивым мощам чудотворца. Взявши от них мира на благословение, он обыкновенно возвращался домой. Однажды, идя в Миры вместе с 30 поклонниками, он попал в плен Аравитянам. Приведя пленных домой, Аравитяне разделили их на 3 части: одну определили продать, другую – запереть в тюрьму, а третью – убить. Священник Христофор был присуждён к усекновению мечом. Его с несчастными спутниками уже отвели на место казни. Видя, как товарищам его рубили головы, и трепеща своей очереди. Христофор от всей души начал молиться скорому заступнику св. Николаю. «Святитель Христов Николай!» взывал он к нему: «помоги мне, попавшему в беду великую, избавь меня от меча острого, освободи от напрасной смерти». Святитель Николай немедленно явился ему и сказал: «не бойся, брат, Христов иерей: я с тобой». Вот уже подошёл палач, велел Христофору наклонить голову и замахнулся мечом. Но святитель Николай, вырвав из руки варвара меч, отбросил его далеко. «Где меч?» спросил изумлённый палач Христофора. – «Святой Николай взял», отвечал тот. Палач пошёл и принёс другой меч, желая отсечь Христофору голову. Святой же Николай опять спас иерея и вырвал у палача его меч. «Кто ты, что употребляешь такие волхования?» спросил пленника раздражённый неудачей палач. «Нет, господин», отвечал ему Христофор, «я не знаю никакого волшебства, но св. Николай берёт у тебя меч». Палач оглянулся и, не видя никого, возразил: «нет того человека здесь, о котором ты говоришь», и пошёл за третьим мечом. Но св. Николай и в третий раз невидимо отнял у него меч, когда он занёс его над головой Христофора. Тогда объятый ужасом палач спросил священника: «скажи мне, кто этот Николай, о котором ты говоришь?» Христофор рассказал ему подробно о Божьем угоднике, как творит он чудеса. Выслушав это, Аравитянин сознался, что и прежде слышал о святости и величии св. Николая, и заключил: «теперь не хочу ничего делать наперекор ему», разрешил от уз Христофора и трёх его спутников, которых собирался умертвить вслед за ним, и, отпуская их на свободу, даже показал им дорогу, примолвив: «идите с миром!». Спасённые св. Николаем от смерти, Христофор и его спутники, возвратились домой благополучно и прославили перед всеми своего избавителя.
Святой Николай извлекает патриарха из глубины морской. В царствование императора Леонтия жил в Константинополе весьма благочестивый муж, по имени Феофан, отличавшийся странноприимством и нищелюбием. Однажды он во сне увидел святителя Николая, который сказал ему, чтобы он велел написать три иконы: Спасителя, Богоматери и чудотворца Николая – и, когда они будут готовы, показал бы патриарху. Исполняя приказание Божия угодника, Феофан немедленно заказал знаменитому в то время иконописцу Аггею написать эти образа и, когда от него получил их, пригласил к себе патриарха с его собором почтить их молебными похвалами. Войдя в комнату, где стояли иконы и, прежде всего обратившись к образу Спасителя, патриарх сказал: «слава Тебе, Боже наш, Спаситель, создавший всю тварь!» Потом, посмотрев на икону Божией Матери, прибавил: «хорошо написал живописец и сей образ Пречистой Богоматери, родившей нам Человеколюбца Бога!» Наконец, увидя образ святого Николая, он сказал с неудовольствием: «зачем здесь это изображение Николая, епископа Мирликийского? Он был смердович (низкого рода), и изображению его неприлично стоять с этими двумя иконами». Патриарх приказал, к неудовольствию хозяина, вынести из комнаты образ святителя Николая, запретил живописцу писать такие его иконы и, совершив молебное пение Спасителю и Божией Матери, сел за обеденный стол вместе с клиром. Во время угощения Феофан заметил, что вино почти всё вышло и, так как было уже поздно и негде было достать его, пошёл в отдалённую комнату, где стоял образ святителя Николая, вынесенный из приёмной, по воле патриарха, и стал усердно молиться перед ним, чтобы угодник Божий умножил теперь запас вина в его доме. Окончив молитву, Феофан вышел из этой комнаты и нашёл сосуды, в которых перед тем уже не было вина, чудодейственно наполненными новым, лучшим вином, которое и патриарху показалось чрезвычайно вкусным.
На другой день патриарх был позван на близ лежащий остров Гердалу – прочесть Евангелие над дочерью одного вельможи, одержимой злым духом. На возвратном пути его застигла сильная буря: волны ежеминутно грозили поглотить корабль – и одна из них, перекинувшись через корабль, увлекла с собой патриарха в морскую пучину. Утопая, он вспомнил свой недавний грех против угодника Божия и воскликнул: «согрешил я перед тобой, святитель Николай! Прости меня, и избавь от этой глубины и напрасной смерти» ... В то же мгновение явился близ него святой Николай, идя по морю, как по суше, и, взяв его за руку, сказал: «смердовича ли призываешь, на образ которого не хотел и смотреть?» – «Согрешил я», сказал патриарх: «избавь меня, великий святитель Христов, от напрасной смерти, и я прославлю тебя, Божия угодника, скорого в бедах помощника».
«Не бойся, брат», ответил ему святой Николай: «ныне от потопления морского избавляет тебя Господь Бог наш мной, рабом Своим. Садись в судно, возвратись домой и паси хорошо стадо Христово». И патриарх вдруг очутился в судне на месте своём. Удивлённые его внезапным появлением, спутники спросили его: «как, господин, из морской глубины возвратился ты в судно?» Пришедший в себя патриарх рассказал им о своём чудесном избавителе, и все прославили Бога и угодника Его святого Николая. По возвращении домой, патриарх призвал Феофана, выпросил у него честную икону чудотворца и, освятив, поставил её в Софийском храме. Вскоре после того он построил монастырь и церковь в честь св. Николая и перенёс в него чудотворную его икону.
Святитель Николай избавляет от потопления: мужа, по имени Димитрия, одного благочестивого Константинопольца и черноризца Николая. Один благочестивый человек, по имени Димитрий, живший в Константинополе, имел обыкновение отправляться на богомолье в церковь святого Николая, находившуюся в городе Анфирите, на расстоянии 10 стадий от Константинополя. Однажды, когда он ехал туда ночью с несколькими товарищами, имея при себе свечи, масло, фимиам и прочее нужное для праздничного богослужения, поднялась сильная буря, которая опрокинула их судно. Выбившись из сил и увлечённый пучиной до самого дна морского, Димитрий беспрестанно взывал: «святой Николай, помоги мне!» Скорый помощник немедленно предстал ему, взял его за руку, исторгнул из глубины и перенёс домой в одну запертую комнату. Димитрий, не сознавая чуда и почитая себя всё ещё на дне морском, громко кричал: «святой Николай, помоги мне!» Домашние и соседи его были пробуждены этим необыкновенным криком и, думая, что в комнату забрался вор, вошли в неё с огнём. Они чрезвычайно удивились, найдя в запертой комнате Димитрия – всего мокрого: с головы, бороды и одежды его стекала морская вода... Лишь придя в полное сознание, Димитрий рассказал им, что случилось с ним на море, и кого призывал он, погружаясь в море. Все поняли, что его спас св. Николай, и возблагодарили скорого в бедах помощника.
Подобным же образом святитель Николай спас другого Константинопольца, верного Господу Иисусу и с любовью почитавшего память Христова угодника. Этот муж, собравшись по своим делам в другую страну, пошёл в церковь святого чудотворца, там помолился ему и, испросивши у него благословения, отправился в путь. В 9-й час ночи повеял ветер – и мореходы стали ставить паруса. Проснувшись от шума и говора, этот муж встал и пошёл по судну, но в темноте, споткнувшись, упал в море. Тёмной ночью, при сильном ветре, нельзя было оказать ему немедленной помощи. Не ожидая спасения от людей и погружаясь в глубину морскую, муж стал взывать к великому чудотворцу: «святой Николай, помоги мне!» И вдруг он оказался среди комнаты, продолжая считать себя в пучине морской. Только когда пришли соседи и разъяснили ему, где он находится, утопавший понял, что он спасён св. Николаем, и возблагодарил и своего избавителя.
Престарелый отшельник Симеон, проводивший жизнь свою в посте, уединении и молитве и прославившийся даром чудотворений, имел у себя инока, именем Николая, которого и однажды он отправил в дальнюю Катавальскую страну. Путь лежал по морю. Днём была хорошая погода, и путники весело плыли по тихому и светлому морю. Ночью же, удалившись от берега, они сбились с настоящего пути. К их несчастью поднялась сильная буря. Море разбушевалось, и волны, то поднимая, то низвергая лодку, умчали её в открытое море: вёсла у гребцов выпали из рук, парус был изорван. Отчаявшись в своём спасении, гребцы пали от страха на дно лодки и с крепким воплем молились заступнику мореплавателей: «святой Николай! помоги нам и спаси нас от беды». Инок Николай приподнял голову, чтобы взглянуть на море, и увидел близ судна святителя Николая в белых ризах, шедшего по морю, словно посуху. «Встань, брат!» сказал он ему: «и не поддавайся дремоте». Потом, вошедши на судно, он прибавил: «иди на порученное тебе дело с радостью, – отселе с тобою я, которого ты призываешь с верою. Ныне мир тебе и благословение». Вскоре буря утихла: гребцы, ободрённые словами великого угодника, снова принялись за вёсла и с помощью его молитв то расстояние, которое обыкновенно проходили в две недели, судно переплыло в один час. Радостные пловцы прославили Бога и угодника Божия Николая, говоря: «дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев».
Святитель Николай чудесно возвращает проданный ковёр. В Константинополе жил один ремесленник, по имени Николай, который особенно чтил святого Николая чудотворца и ежегодно праздновал день его памяти. Так достиг он глубокой старости и, будучи не в силах работать, впал в нищету. Приближался Николин день, – и старик стал думать, как отпраздновать этот день, но ничего не мог придумать. Накануне праздника он сказал жене: «вот, жена, приближается праздник возлюбленного заступника нашего, святого Николая, а нам нечем и отпраздновать этого великого дня». – «Знаешь, господин мой», отвечала благочестивая жена: «нам недолго уже остаётся жить на свете, детей у нас нет; нам некому беречь наследства: так продадим последнее для угождения Богу и великому чудотворцу. Вот у нас остался ковёр: поди, продай его и купи всё нужное для завтрашнего праздника». Старик послушался жены, взял ковёр и пошёл продавать его. На дороге, когда он проходил площадь, где стоял столб Константина Великого, и уже миновал монастырь св. Платона, ему встретился боголепный старец и спросил его: «куда идёшь, любезный друг!» «Иду на торг продавать ковёр», отвечал старый ремесленник. – «Хорошо, друг», отвечал старец: «но скажи мне, сколько ты просишь за свой ковёр? Я хотел бы купить его». – «За него в начале заплачено 8 золотых монет; а теперь я возьму, что только дашь» – «Возьмёшь-ли шесть золотых?» – «С радостью возьму», ответви ремесленник. Старец немедленно дал ему 6 золотых, взял ковёр и ушёл. Бывшие на торгу люди окружили старца-ремесленника и спрашивали его: «что это ты разговариваешь сам с собой? Не видится ли тебе что-нибудь?» Они видел и слышали только его одного, а не видали святителя и не слыхали слов его.
Между тем святой Николай явился жене старика и, возвратив ей ковёр, сказал: «муж твой – мой давнишний друг; сегодня он попался мне на торгу и просил занести тебе этот ковёр». С этими словами святитель скрылся, оставив старуху в огорчении и досаде на мужа за то, что он пожалел продать ковёр.
Довольный продажей ковра, ремесленник купил всё нужное для праздника и возвратился домой с полными руками. Но жена осыпала его упрёками: «я не хочу жить с тобой: ты обманул святого Николая. Лучше бы тебе не обещаться, чем нарушить данное обещание. Вот твой ковёр, а меня ты не увидишь более, потому что нынешним обманом ты запятнал всю прежнюю честную жизнь свою».
Ремесленник изумился, слыша упрёки жены и видя опять дома проданный ковёр. Он спросил жену, откуда у неё взялся ковёр? Та рассказала, что после его ухода приходил очень почтенный старец, отдал ей ковёр и поспешно удалился. Выслушав этот рассказ, ремесленник догадался, кто был купившим его ковёр, и в полноте сердечной радости воскликнул: «слава Тебе, Христе Боже, творящему чудеса дивным угодником Твоим святым Николаем!» Потом он рассказал жене, как Божий угодник в образе почтенного старца встретил его на дороге и купил у него ковёр, а в заключение показал ей и принесённые им съестные припасы, и вино, просфоры и свечи для праздника. Тогда супруги единогласно прославили Бога и Его угодника, великого чудотворца. Немедленно поспешили они в церковь святого Николая и рассказали всем туда собравшимся для богослужения – какую чудесную помощь они получили от скорого помощника бедным. Все слушатели также прославили Бога и святого Николая. Когда донесли об этом чуде патриарху, то он приказал кормить до конца жизни старого ремесленника с женой из доходов Софийского храма.
Заступничество за невинно-осуждённого. В Константинополе проживал богатый и славный муж Епифаний, сановник царя Константина. Имея много прислуги, он захотел купить ещё одного раба. 3-го декабря, взяв много золота, он поехал верхом на торг, где Русские купцы продавали невольников. Там однако же он не успел купить раба и возвратясь домой, положил взятое золото в одном месте и забыл о том. На другой день, по наущению духа злобы, он стал требовать золото у прислуживавшего ему отрока, которому, казалось ему, он отдал золото накануне. Отрок ответил, что он не получал никакого золота. Епифаний, раздражённый его отказом, стал укорять его во лжи, а потом, не веря клятвам его, приказал бить его немилостиво и заключить отягощённого цепями в одной из комнат дома, говоря: «подумаю о нём, когда придёт праздник святого Николая».
Избитый, закованный и запертый слуга стал слёзно молиться Богу, чтобы Он избавил его от напасти. Приложив слёзы к слезам и молитвы к молитвам, он обратился и ко св. Николаю с следующей просьбой: «Отче честный, святой Николае, избави меня от этой беды. Ты знаешь, не виноват я в том, что говорят на меня. Завтра твой праздник, а я сижу в беде великой» ... На молитве его застала ночь, и он с печалью уснул. Во сне явился ему всегда скорый на помощь призывающим его с верой св. Николай. «Не тужи», сказал он ему: «избавляет тебя Христос мною, рабом Своим». И тотчас железные узы спали с ног заключённого, и он, проснувшись, восхвалил Бога и св. Николая. В ту же ночь св. Николай явился и господину его во сне и грозно сказал ему: «зачем ты несправедливо обвиняешь раба своего, Епифаний! Ты сам виноват: сам спрятал золото, а мучишь верного своего слугу. Впрочем, так как ты поступил так не по влечению своего сердца, а по наущению врага, то я и явился тебе, чтобы не иссякла любовь твоя к Богу. Встань и выпусти невинного своего слугу Если же не сделаешь этого, то сам попадёшь в беду великую». И, указывая пальцем на то место, где было положено им самим золото, прибавил: «возьми своё золото, слугу же отпусти!»
Проснувшись, боярин тотчас отыскал своё золото на указанном ему месте, возблагодарил Господа человеколюбца, возблагодарил и св. Николая. Затем пошёл к заключённому слуге, смиренно попросил у него прощения за учинённый грех, вывел его из затвора и велел дать ему всё нужное: сам же остальную часть ночи до самой утрени провёл в молитве. Услыша благовест к утрени, Епифаний, взяв золото и слугу, пошёл в церковь св. Николая, где после утрени рассказал всем богомольцам – что случилось с ним и какую милость Бог явил ему посредством Своего угодника; затем, обратясь к слуге, прибавил: «чадо, не я, грешный, а Бог Творец неба и земли, и угодник Его Николай прощают тебя от работы. Прости и меня, по неведению сделавшего неправду перед тобой». При этом Епифаний злополучное золото разделил на три части, из которых одну отдал церкви св. Николая, другую тут же раздал нищим, а третью вручил освобождённому рабу со словами: «возьми это золото, чадо, чтобы с этого дня не служил ты никому, кроме св. Николая; я же отечески позабочусь о твоих телесных потребностях». И все радостно встретили праздник св. Николая.
Исцеление расслабленного юноши. Один юноша, по имени Николай, был одержим сильным демонским мучением: огонь великий жёг его внутренности, так что все члены его тела высохли, а само тело расслабело, и страдалец не мог ни ходить, ни стоять, ни протянуться, а только сгорбившись ползал. Сначала он лечился у врачей, но пролечил всё имущество и впал в крайнюю нищету. Раз, в день праздника св. Николая, больной юноша увидел людей, которые со свечами шли к обедне в церковь св. Николая. По примеру их, и он, при всей своей бедности, купил свечу и пополз к церкви св. Николая. Когда он полз, ему явился скорый в бедах помощник – святитель Николай и спросил, кто он, откуда и куда идёт, что за беда с ним случилась, и чего ему нужно? Страдалец, усталый от пути и одержимый страхом, сидя рассказал ему всю беду свою. «Если хочешь быть здоров», сказал ему явившийся старец, «то иди вслед за мной». Приведя его к своей церкви, святитель стал невидим.
Больной, не видя перед собой вожатого, зажёг свечу свою, вполз в церковь и, достигнув образа святителя, узнал в нём лицо старца, проводившего его в церковь. Тогда он воскликнул, обратясь к святителю: «святой Николай! Ты сказал мне дорогою – хочешь ли быть здоров, ступай за мной – и сам привёл меня сюда. Помилуй же меня и исцели. Ты должен мне – отдай же мне свой долг!» Долго молился расслабленный. Наконец убедительно стал просить окружающих, чтобы они приподняли его и дали приложиться к чудотворной иконе. Когда желание его было исполнено, он крепко обнял образ обеими руками и поцеловал его со словами: «тёплый заступник, помилуй меня!» И вот, скорченные члены его тела стали разгибаться, он выпрямился, своими руками трижды осенил крестным знамением всё своё тело и помазал маслом из лампады святого. Исцелясь от демонского мучения, он, совсем здоровый, снова обнял честный образ своего скорого помощника и снова поцеловал его. Все свидетели прославили Бога и Его угодника св. Николая.
Возвращение зрения Сербскому царевичу Стефану. Илутин, четвёртый Сербский царь после Симеона Великого, основателя Сербского государства, имел сына, царевича Стефана, который уже в юности своей отличался страхом Божиим, кротостью, смирением, приветливостью и состраданием к страждущим. Враг рода человеческого, всегда ненавидящий добродетельных людей, умыслил погубить царевича. Для этого он возбудил сильную злобу на царевича в сердце его мачехи, которая наклеветала на сына отцу, уверяя последнего, что Стефан хочет лишить его жизни и престола. Своими злыми наветами она наконец достигла того, что слабохарактерный Илутин, любивший прежде своего сына со всей нежностью родительского сердца, теперь страшно возненавидел его. Несмотря на то, что царевич знал о коварных происках своей мачехи, несмотря на то, что многие из вельмож уговаривали его бежать, вызываясь даже склонить на его сторону войско, чтобы оружием оградить свою безопасность – добродетельный царевич с негодованием отверг преступные советы и, возложив свою надежду на Бога, искал помощи в молитве к заступнику всех несчастных и невинных. Зависть диавола восторжествовала. Злая мачеха склоняла несчастного отца на страшное злодеяние, – ослепление ни в чём неповинного сына, что и было исполнено близ церкви святого Николая чудотворца.
Долго лежал Стефан, страдая от тяжкой муки, но наконец впал в забытьё, и тогда перед ним предстал святитель Николай, который, держа в руке исторгнутые мучителями очи Стефана, сказал ему: «не бойся, Стефан, очи твои в руке моей!» Проснувшись, Стефан почувствовал, что боль его глаз значительно уменьшилась.
Жестокосердый отец не ограничился ослеплением невинного сына: по совету коварной супруги, он отправил царевича с его детьми к тестю своему, Восточному императору Андронику Палеологу, прося содержать его под строгим надзором. В Константинополе Стефан был заключён в монастырь Пантократора (Вседержителя), в котором кроткий и богобоязненный царевич не только снискал расположение иноков, но даже сам император, слыша о его подвижнической и добродетельной жизни, проникся уважением к нему, часто посещал его для беседы с ним и советовался о делах государства. Вдали от своей родины царевич не переставал заботиться о процветании православия и, пользуясь расположением императора, склонил его к искоренению ересей в его православном государстве.
Пять лет провёл царевич в тихом монашеском уединении. На шестой год, в день памяти святого Николая, он вместе с прочими иноками пришёл в церковь к заутрени и, слушая описание жизни и чудес великого святителя, задремал и увидел во сне святого Николая, который спросил его: «помнишь ли ты, что я за пять лет перед этим говорил тебе?» Когда Стефан сказал, что он уже забыл, тогда чудотворец сказал ему: «тогда я говорил, что очи твои в руке моей. Теперь же я послан, чтобы возвратить их тебе». С этими словами святитель благословил Стефана, прикоснулся рукой к померкшим очам его и сказал: «Господь наш Иисус Христос, исцеливший слепорождённого, возвращает тебе зрение!» Когда царевич пришёл в себя, то, открыв глаза и видя все окружающие предметы, долго не мог прийти в себя от изумления и радости и первым делом возблагодарил Господа за неизреченное Его милосердие; но, боясь злоумышлении мачехи, никому не сказал о чудесном своём исцелении и продолжал носить повязку на глазах.
Между тем императору Андронику Палеологу в войне с врагами понадобилась помощь, и он послал за ней к своему зятю Илутину, королю Сербскому. В числе посланных находился и настоятель той обители, в которой жил ослеплённый царевич. Услышав от него о чудных добродетелях своего сына, с которым он так жестоко поступил, и терзаемый угрызениями совести, отец возвратил к себе невинно пострадавшего сына. Престарелый отец, обливая Стефана слезами раскаяния, смиренно просил у него прощения в своей несправедливости. Незлобивый царевич плакал от радости и, утешая отца-старика, говорил: «ты ни в чём не виноват предо мной, государь и родитель мой! Господь через тебя восхотел наказать меня за грехи мои. Отеческий Его Промысл каждому из нас назначил свой путь: тебе спасать душу свою неусыпным попечением о вверенной тебе державе, а мне искупать грехи моей жизни терпением в слепоте и страданиях. Итак, да будет благословенно Его святое имя!»
Примирившись с сыном и своей совестью, Илутин скоро скончался. Наследником престола после него остался царевич Стефан, который, предав земле тело родителя, снял с глаз повязку и, ко всеобщему удивлению и радости целой Сербии, всех известил о чудесном возвращении ему зрения.
Царствование Стефана было ознаменовано правосудием и милостью, счастливыми войнами и утверждением православия. Младший брат его Константин задумал отнять отцовский престол у своего брата и пошёл на него войной, предлагая ему добровольно отказаться от престола. Стефан сначала долго отговаривал Константина от кровопролития и гибельной для обеих сторон войны, предлагая ему быть первым своим советником. Но последний отказался, и между ними произошла кровопролитная битва, в которой Константин был умерщвлён, а его войско побеждено и перешло на сторону Стефана. Таким же
образом, твёрдо уповая на помощь Господа, отразил он несметные полчища Болгар, грозивших Сербии гибелью и опустошением.
Наконец, наступило время кончины благоверного царя. Ночью явился ему святитель Николай и с радостным взором сказал: «Стефан! приготовься к исходу из сей жизни». Встав с постели, Стефан со слезами радости благодарил милосердого Господа за это предвозвещение. Но мирная радость праведника была возмущена горестным известием о бунте, который воздвиг против него сын его, по имени также Стефан, и не менее печальной смертью его. Напрасно добродетельный родитель увещевал нечестивого сына оставить преступный замысел, обещаясь разделить с ним царскую власть: изверг-сын, с многочисленным войском иноплеменников, напал на отца, свергнул его с престола и сослал в заточение в город Звячин, где вскоре Стефан был удавлен по злодейскому повелению сына.
По прошествии семи лет, нетленные мощи царя-мученика сделались неисчерпаемым источником чудотворений: слепые и хромые, недужные и расслабленные, прибегая с верой ко гробу Стефана, получали исцеление и благодарили Бога, дивно прославляющего угодников Своих.
Много и других чудес сотворил на Востоке заступник всех несчастных, великий чудотворец, святитель Николай. По словам церковной песни, никтоже может я̀ исчестѝ, аще бы и многи языки имел, и глаголати восхотел (Акаф. конд. 4-й).
Насколько была распространена слава чудес святителя Николая уже в IX веке по Р. X., об этом находим свидетельство у Иоанна, диакона Неаполитанского (написавшего жизнь св. Николая около 860 г. по руководству сочинений патриарха Мефодия). «На земном шаре», говорит он, «нет места так отдалённого, так глухого, нет уединения или пустыни, где не просиявали бы слова и чудеса благочестивейшего владыки Николая исповедника. Свидетели тому не только все области Греков, откуда он происходил, но и всё Восточное царство. Свидетели также и различные племена варваров, говорящие различными языками и населяющие почти всю Африку, которые ему показывают послушание благочестивой набожности. А жители Италии, хотя и в наше время начала благочестиво и торжественно прославлять его дела, тем не менее охотно научились постоянно радоваться его чудесам; с Божией помощью усердствуют строить и посвящать в честь его многие церкви, и имеют его здесь покровителем а молитвенником, а в будущности ходатаем перед Самим Создателем мира». (Извлечено из книги: «Житие и чудеса святителя Николая, архиеп. Мирликийского». Сост. А. Вознесенский и Ф. Гусев)
Имя и память святителя Николая, как покровителя путешествующих и помощника во всяких бедах, глубоко чтится по лицу всей Православной России. Местно празднуются дни многочисленных храмов Божиих и обителей иноческих, основанных во имя святителя Николая, и дни св. икон его, явленных и чудотворных.
Особенно известен и чтим у православных образ святого Николая, именуемый Мокрым. Этот образ в первый раз сделался известным по бывшему во дни великого князя Всеволода I (1078–1093) чуду. Когда, по случаю наступившего праздника св. мучеников Бориса и Глеба, православные христиане спешили со всех сторон в Вышгород, туда же отправился по Днепру на лодке один богатый Киевлянин вместе с женой своей и младенцем-сыном. На возвратном пути из Вышгорода мать задремала и уронила в реку младенца, который немедленно утонул. Огорчённые родители стали призывать на помощь св. Николая и в крайней горести прибыли в своё жилище. В ту же ночь перед заутреней пономари Киево-Софийского собора, пришедши отпирать церковь, услышали из неё крик младенца, и потом нашли в ней самого младенца мокрого, который лежал перед иконой святителя Николая. Немедленно дали знать об этом митрополиту, а митрополит велел объявить по всему городу. Родители младенца вскоре нашлись и узнали в нём своего утопшего сына к изумлению всех. С того времени образ, перед которым найден мокрый младенец, стал называться образом Николая Мокрого. Ныне этот образ находится в приделе Киево-Софийского собора, устроенном во имя святителя Николая.
Киевская чудотворная икона св. Николая «Мокрого» (XI в.)
Дворищенский образ св. Николая, находящийся в Новгородском Дворищенском соборе. Сия икона святителя Николая явилась в 1113 году близ Новгорода в одном потоке на острове Липно, находящемся на озере Ильмене. Новгородский князь Мстислав I Владимирович, получивший чудесное исцеление от этой иконы, основал на месте явления её монастырь, называвшийся Липенским-Николаевским, и в самом Новгороде на княжьем дворе – на Ярославове дворище – заложил в 1113 г. каменную церковь во имя св. чудотворца Николая, где икона сохраняется доселе и называется дворищенской и самый храм дворищенским.
Зарайская или Корсунская икона, пребывающая в Зарайске – в соборном Никольском храме. Прежде эта икона находилась в Корсуне, в церкви, св. Иакова, в котором крестился равноапостольный князь Владимир. В 1224 году один Корсунский священник, по имени Евстафий, повинуясь гласу неоднократно являвшегося ему святителя Николая, с этой иконой отправился из Корсуня и прибыл в землю Рязанскую. Здесь встретили икону сам князь Рязанский Феодор Юрьевич и епископ Евфросин святогорец, и видя многочисленные чудеса от неё, создали во имя чудотворца Николая храм, в котором первоначально она и была поставлена. При этом храме в 1227 году погребены убиенный от Батыя князь Феодор Юрьевич Рязанский и супруга его с сыном княгиня Евпраксия, которая, услышав о убиении князя Феодора, «абие ринуся из превысокаго храма своего и со князем Иваном на среду земли и заразися до смерти с сыном своим, и от сея вины зовется великий чудотворец Заразки, яко благоверная княгиня с сыном себя заразиша».
К образу св. Николая Зарайского древле питали великое благоговение; народ и великие князья ходили в Зарайск во поклонение чудотворному образу св. Николая.
Зарайский чудотворный образ св. Николая (XIII в.)
Ратный чудотворный образ, пребывающий в соборной церкви в Белгороде, Курской губернии, ежегодно 5-го мая выносимый с крестным ходом, в память избавления Белгорода, заступлением угодника Божия Николая, от нашествия Татар, в XIII веке.
Угрешский явленный и чудотворный образ – в Николаевском Угрешском монастыре, основанном в 1381 году в 12 верстах от Москвы, по случаю явления сего образа великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому, во время похода его против Мамая, в местечке Угреше. Здесь, после славной победы, одержанной Русскими над Татарами, великий князь основал монастырь Угрешский. На поклонение Угрешскому образу св. Николая древле ходили часто не только народ, но и великие князья и цари.
Угрешский чудотворный образ св. Николая (XIV в.)
Великорецкая икона св. Николая, находящаяся в Вятском кафедральном соборе. Она же называется и Вятской.
Сия св. икона явилась в 1383 году в княжение великого князя Димитрия Иоанновича Донского, в Вятской стране, в чаще леса, при реке, известной под названием Великой, отчего и сама икона получила своё наименование. Место это находится ныне в Орловском уезде Вятской губернии, в одной версте от села Великорецкого и в 65-ти от Вятки. Икона явилась одному благочестивому поселянину, по близости того места жившему. Бывши однажды по своей надобности в нагорной части, увидел он нечаянно в чаще под горой великий свет, какой бывает от множества горящих свеч. Увлекаемый любопытством селянин пошёл на свет и, усмотрев икону святителя, с тёплой верой приблизился к ней, взял её и принёс в дом свой. Здесь начали совершаться от неё великие чудеса, о которых однако же он не объявлял никому несколько времени. Но распространившаяся мало-по-малу известность о сих чудесах побудила местных жителей поставить на месте явления иконы часовню, с перенесением в неё самой иконы, а потом, по мере умножения
чудесных исцелений от неё, с благословения Московского митрополита, соорудить и церковь во имя святителя, с помещением в ней чудотворной иконы св. Николая, впрочем, не на том самом месте, где она явилась, а неподалёку на ином, чудесно указанном, т. е. где ныне село Великорецкое.
Спустя 168 лет после явления, именно в 1551 г., духовные и светские власти города Хлынова (древнее название Вятки) решили перенести св. икону с Великой реки в свой город и, по перенесении, с должной честью поставили в храме, устроенном во имя святителя, а в утешение жителям Великорецким дали обет ежегодно приходить со св. иконой на место явления её. Это совершается и доныне в месяце мае. Притом, положено, чтобы, по неделе всех святых, в первую седмицу Петрова поста всем гражданам держать пост и в пятый день, т. е. в девятую пятницу от св. Пасхи, праздновать нарочито св. Николаю с его чудотворной иконой совершать крестный ход вокруг города.
Место чудотворного образа Святителя в Николаевском соборе Угрешской обители
Св. Трифон, архимандрит Вятский, основатель обители Хлыновской, по прибытии в Вятку чаще всего посещал церковь святителя Николая, где стоял чудотворный образ, называемый Великорецким, и призывал на помощь угодника Божия.
Слава о чудесах от иконы Великорецкой достигла Москвы. Царь Иоанн Васильевич пожелал видеть её, и она в 1552 году принесена была в Москву для обновления. По завоевании Казани Иоанн Васильевич в благодарность Богу построил в Москве у Флоровских ворот церковь во имя Святой Троицы (ныне Василия Блаженного) с приделом святому Николаю Вятскому. В 1556 году образ Николая Вятского или Великорецкого по обновлении с великой честью отпущен был из Москвы в Вятку. В 1614–15 годах она, по желанию царя Михаила Феодоровича, приносима была в царствующий град.
Вятский Великорецкий чудотворный образ св. Николая (XIV в.)
Кремлёвская в Никольской башне Московского Кремля, на стене начертанная по подобию явленной в 1403 году при великом князе Василии Димитриевиче, и в 1812 году, во время разрушения Кремля Французами, чудесно уцелевшая. О чудесном сохранении иконы Кремлёвской свидетельствует начертанная на ней, по повелению императора Александра Павловича, следующая надпись: «в 1812 году, во время неприятельского нашествия, твердыня сия почти вся была разрушена подрывом неприятеля; но чудесною силою Божиею св. образ угодника Божия – святителя Николая, зде начертанный на самом камне, и не только самый образ, но и стекло, прикрывавшее оный, и фонарь со свещею, остались невредимы». Истину этой надписи подтверждают многие лица, упоминающие о Кремлёвской иконе. При освящении Успенского собора в 1813 году, августа 30-го, Августин, Московский архиепископ, исчисляя чудеса Божьего милосердия в Москве, во время опустошения её врагами, произнёс в своём слове: «Никольская башня сверху до половины разрушена; стена с северной стороны оторвана; но образ над вратами святителя и чудотворца Николая, и стекло, покрывавшее лик угодника сего, ни мало не потерпели повреждения. Сам фонарь, перед образом на слабой верви повешенный, взрывом подкопа, разрушившим половину арсенала и башни Никольской, не был оторван». «При всех превратностях и бедствиях Москвы, землетрясениях и пожарах, говорит сочинитель памятников Московской древности, икона св. Николая на Никольской башне осталась невредимой».
Гостунская или Густынская чудотворная икона святителя Николая, находящаяся в церкви села Гостуни, Калужской епархии, Лихвинского уезда. По иным сказаниям Гостунская икона в 1506 году великим князем Василием Иоанновичем перенесена в Москву и находилась в Московском Гостунском соборе, а при разобрании этого собора в 1816 г. перенесена в придел колокольни Иоанна Великого, т. е. Лествичника.
Колпинский образ святителя Николая, находящийся в селе Колпине, в 25 верстах от С.-Петербурга. Сказание о явлении сего образа следующее. «1713 года месяца декабря в 23 день, на реке Ижоре на пильной мельнице явися образ святаго Николая чудотворца сицевым образом. 1713 года в ноябре и декабре месяцах бывшие работные люди при той пильной мельнице в работе лежали чревною болезнию и опухолью ножною, т. е. цинготною, и многие работные люди умирали. А тогож декабря 22 дня в нощи явися образ великого святителя и чудотворца Николая в больнице работному человеку Каргопольскаго уезда именем Иакову, который лежал таковою же болезнию близ смерти, и велел сей образ в больнице снять, понеже оный образ лежал тамо никому неведом и не обретом и весьма обветшавший, а по осмотру того работника Иакова, оный святой образ снят и поновлен. От того времени оная болезнь перестала, и быша здравы по явлении святителя и чудотворца Николая, иже и доднесь видим есть».
Чудотворный образ св. Николая в посаде Колпино
Православный русский народ издревле чтит св. Николая мирликийского, как особенного избранника Божия, помощника и чудотворца. Великое благоговение прав. христиан к св. Николаю чудотворцу выразилось во многих обстоятельства жизни общественной и частной. Древле предки наши произносили имя его в клятвах и договорах, во свидетельство своей верности. Александр, князь Иверский, в грамоте к Иоанну III Васильевичу в 1492 году, между прочим, называет себя ревностным обетником Николая.
Памятники народного благоговения к св. Николаю повсюду в нашем отечестве, – особенно в Киеве, Новгороде, Рязани, Можайске и проч. По имени святителя Николая называются городские ворота в Переяславле-Залесском, в Москве и др. В этой столице называется Никольской улица Китая города
Особенно в молитвах своих призывают святителя Николая – общего для всех помощника – православные, плавающие по водам, потому что он многократно являл своё заступление обуреваемым волнами и утопавшим.
Впрочем, не одни Русские чтут святителя Николая. Имя его на Востоке столь громко, что и магометане усердно ставят свечи перед его иконой, сами не разумея, какое чувство влечёт их к сему победителю народов, по значению его имени. Его почитают и язычники – Забайкальские Буряты, потому что он являет, как говорят они, свою чудесную помощь погибающим на морях и водах, Буряты имеют его иконы и называют его седой старец.