Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление блаж. Максима митрополита

 Преставление блаж. Максима митрополита

Блаж. Максим, родом Грек, прибывший в Киев в сане митрополита всей России в 1283 г., испытал много скорбей во время служения своего. – Лишь только прибыл он в Киев, как отправился в орду к хану, чтобы быть утверждену в своём звании. В следующем году приглашал он к себе епископов России, вероятно для того, чтобы объявить содержание ханского ярлыка о духовенстве. В 1285 г. сам он путешествовал по епархиям России для надзора за благочинием. Тогда-то встречал его будущий преемник его, блаж. игумен Пётр. Тогда был он в Новгороде и Владимире. В 1295 г. дела заставили его снова прибыть во Владимир, – он низвёл здесь с кафедры епископа Иакова и посвятил Симона. На юге, вблизи Татар, только с мечом в руке, можно было по временам иметь покой. Грабёж и насилия Татарских властей в 1299 г. дошли в Киеве до того, что не было более возможности жить. «Весь Киев разбежался, говорит летопись; митрополит Максим, не быв в состоянии переносить насилия Татар, поспешно удалился из Киева в Брянск; а отселе со всем имуществом переселился он в Суздальскую землю». Не легко было святителю расстаться с древним местом кафедры и искать новое. Предшественник его большую часть времени проводил во Владимире, где жил вел. князь; но кафедра его оставалась в Киеве. Теперь пришлось принимать другое решение. Князья и пастыри севера, конечно, будут довольны близостью к ним митрополита; но не будут довольны удалением его из Киева князья и пастыри юга. – На самом севере так непрочно место в. князя: то он во Владимире, то в Переяславле, то в Твери. Что делать? Блаженный митрополит проливал тёплые молитвы перед Богоматерью и об указании ему воли Божией. И Богоматерь, благая Мать страждущих, успокоила святителя Своим явлением. Икона, современная святителю, изображает святителя Максима приемлющим омофор из рук Богоматери. Надпись на иконе, хотя и не современная иконе, говорит: «сей святой и чудотворный образ Пресв. Богородицы написан бысть в л. 6807 (1299). По видению Максима митрополита Владимирского и всея Руси, чудотворца, Гречина родом; егда ему пришедшу от Киева во Владимир и от путного шествия в кельи своей маю и уснувшу, абие видит, аки на яве, свет велик и необычен и в том свете явися ему Пречистая Дева Богородица, держащи на руку превечнаго Младенца и глагола: рабе Мой Maксиме! добре пришел еси семо посетити град Мой, и подаде ему омофор, глаголя: приими сей омофор и паси в граде Моем словесные овцы. Он же прием возбудися от сна и в кельи никого же виде. И омофор обретеся в руце его. Он же страхом объят бысть на мног час, абие поведа в. кн. Андрею и построиша ковчег злат и положиша в него той омофор и прославися сие чудо по всей Русской земле и Палестине. И повеле написати сей образ тем подобием якоже виде Максим святой. – А омофор святой во время безбожнаго царевича Талыча, егда плени град и разори, где скончался, неведомо». После успокоительного видения святитель смело приступил к распоряжениям о своей кафедре. Он перевёл Владимирского епископа Симеона в Ростов и взял в своё ведение Владимирскую епархию; во Владимир переведён и весь причт митрополита, а в Киеве для надзора за благочинием стали жить наместники митрополита. – В следующем году был он в Новгороде, где с двумя епископами посвятил архиепископа Феоктиста. В половине 1301 г. заседал он на Константинопольском соборе, где, по его воле, Феогност, Сарайский епископ, предлагал для решения вопросы о нуждах Русской Церкви и записывал ответы. – Вероятно, по возвращении с сего собора, митрополит разослал «всем христианам правоверным» правило о постах и хранении законного брака, – Когда по смерти в. кн. Андрея престол великокняжеский по праву старейшинства следовало занять Тверскому князю Михаилу Ярославичу, а Юрий Московский, по властолюбию, шёл в орду искать того же престола, блаж. святитель со всей любовью уговаривал Юрия отказаться от недобрых намерений. Юрий был не таков, чтобы слушаться святителя; ему нипочём было и нагло лгать перед святителем: «иду, отче, в орду, но не хощу великого княжения», говорил Юрий. Это было в 1304 г. В следующем году святитель с утешением посадил во Владимире на великокняжеский престол блаж. князя Михаила. – Дек. 6-го 1305 г. святитель окончил подвиг земной жизни своей и положен был во Владимирском соборе. – Имя его – в древних святцах, где называется он святым и чудотворцем. Известно и «сказание о святом и блаженном митрополите Максиме», –Новое известие говорит, что, при поправке пола во Владимирском соборе, нечаянно сдвинута была крышка с его гроба и в гробе видели мощи и одеяние его.

Примечания
1* Собр. л. 1, 227. II, 346. V, 20.
2* Никон. л. III, 76–77. Полоцкий епископ Иаков писал в Ригу: «был есмь не дома, во отца своего митрополита. – Любовь ваша правая с сыном моим, с Витеном» (Грам. о снош. Рос. с Ригой № 6). Это без сомнения было в 1284 г., тем более, что Витен заступил место Тройдена с 1282 г. (Ист. Русск. Ц. 2, пр. 56). Потому и грамота напрасно отнесена к 1300 г.
3* Никон. л. III, 84.
4* Степ. кн. 1, 413.
5* Собр. л. I, 227. III, 64. Никон. л. III, 86–88.
6* Никон. л. III, 88.
7* Собр. л. I, 208: IV, 46. Никон. л. III, 94.
8* Ист. Русск. Ц. 2, 111.
9* Слава Богоматери 3, 40. 41. Μ. 1853. Талыча ограбил Владимир в 1410 г. при св. Фотии. См. июля 1 Максимовская икона Богоматери прославлена чудесами. См. слава Богоматери, 2, стр. 41. В степ. кн. 1, 378 днём прибытия блаж. Максима во Владимир показано 18 апр. 1299 г., т. е. в Пасху. След. в 18 день апр. было и явление Богоматери.
10* Собр. л. I, 288. II, 345· III, 221. Никон. л. III, 96. У Доброхотова (древ. Владимира, стр. 118. Μ. 1849 г.) сказано, что м. Максим «взял в управление епархию Владимирскую, Суздаль же, принадлежавший Владимиру, и Нижний Новгород составили особую епархию». Нет летопись говорит: «и сяде в Владимире и в Суздале, и в Новгороде Нижнем и прочия тамо прилежащие места». Никон. л. III, 96.
11* Собр. л. III, 67. 222. IV, 46. V, 203.
12* Ист. Р. Ц. 2, 80–84. Карамз. 4, пр. 181.
13* Муз. Румянцева, стр. 304 и 321. Митрополит определяет, когда разрешается пост среды и пятка; назначает кроме великого поста, посты: Апостольский, Успенский и Рождественский. «Пишу и о том детям моим, чтобы вы, чада мои, рождённые в купели, новосвящённые, принимали жён от св. соборной и Апостольской Церкви, – жена – для спасения человеческого. – Если же держите их в блуде, без венчания: что это за помощь тебе? Нет, упрашивай и понуждай их, пусть, стары ли или молоды они, венчаются в Церкви».
14* Собр. л. V, 207. 208. VII, 188. 189. В степ. кн. 1, 425. 426, убеждения Юрию не ходить в Орду приписаны св. м. Петру; но Пётр тогда ещё не был митрополитом. Ошибка перешла и в печ. пролог 22 ноября.
15* Собр. л. I, 228. II, 348. Никон. л. III, 103. В 6 д. декабря совершалась и память о блаж. м. Максиме во Владимире (Доброхотова о Владимире 61). Потому указание на 16 д. дек. как на день кончины (собр. л. IV, 47. Степ. кн. 1. 403) – ошибка писца.
16* Ркп. святцы: «св. Максим митрополит Владимирский, чудотворец преставися во Владимире в л. 6800 дек. 6 и положен в соборе».
17* Опис. муз. Рум. 526. На восточных воротах Владим. Рождеств. мон. изображены пред Богоматерью коленопреклонённые св. Максим, митр., св. князья Андрей и Глеб, с левой св. кн. Александр и Георгий и м. Авраамий. Снегирева старина 3, 149.
18* Доброхотова Владимир 69.