Святители Александр, Иоанн и Павел, патриархи Константинопольские
Авторские жития святых
Память трех святителей Константинопольских — Александра, Иоанна и Павла — являет собой пример стойкости в вере и пастырского мужества в разные эпохи церковной истории. Каждый из них внес уникальный вклад в сохранение Православия.
Святитель Александр (314–337) начал свое служение как хорепи́скоп при патриархе Митрофане. На Первом Вселенском Соборе (325 год) он, замещая предстоятеля, стал одним из главных защитников православного учения против Ария. Став патриархом, Александр продолжил бескомпромиссную борьбу. Историки описывают случай, когда святитель дискутировал с языческим философом. Не прибегая к сложным аргументам, он запретил ему говорить Именем Христовым, и философ внезапно онемел, после чего уверовал и обрел дар речи. Главным же чудом святителя стала молитвенная победа над Арием, который, добившись поддержки властей, намеревался насильно войти в общение с Церковью. Александр всю ночь молился в алтаре, прося Бога не допустить торжества ереси, и утром ересиарх был поражен внезапной смертью.
Святитель Иоанн IV Постник (582–595) стяжал святость иным подвигом — строжайшей аскезой и милосердием. Уроженец Константинополя, он с юности возлюбил нищету и воздержание. Став патриархом, он отличался такой нестяжательностью, что после его смерти осталось лишь ветхое облачение. Иоанн известен как составитель покаянного сборника (Номоканона), который лег в основу церковной дисциплины во многих Поместных Церквах. Именно при нем Константинопольские патриархи стали официально именоваться «Вселенскими», что вызвало полемику с римским папой Григорием Двоесловом, хотя сам Иоанн воспринимал этот титул лишь как административную обязанность.
Святитель Павел IV Новый (780–784) жил во времена господства иконоборческой ереси. Происходя с Кипра, он был возведен на патриарший престол императором Львом IV. Павел скрывал свое почитание икон, но, видя жестокие гонения на православных и невозможность открыто исповедовать истину, впал в глубокую скорбь. После смерти императора он, несмотря на уговоры правительницы Ирины, отказался управлять Церковью, охваченной ересью. Святитель удалился в монастырь святого Флора, где принял схиму. Его добровольное отречение и призыв к восстановлению канонического общения с другими Патриархатами стали толчком к созыву Седьмого Вселенского Собора, утвердившего иконопочита́ние. Скончался святитель Павел в 784 году в мире и покаянии.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке