Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие свт. Симеона Трансильванского

Дни памяти

Житие святителя Симеона (Стефана), митрополита Трансильванского, являет нам пример того, как твердость духа и просвещение могут противостоять мощнейшему политическому и идеологическому давлению. Святитель жил в эпоху, когда Православная Церковь в Трансильвании (Семиградье) была лишена статуса государственной религии и находилась в положении «терпимой» конфессии, постоянно подвергаясь атакам со стороны кальвинистского прозелитизма.

Избрание и условия служения

Святой Симеон был избран на митрополичью кафедру в 1643 году. Его интронизация проходила в атмосфере жесткого диктата со стороны князя Дьёрдя I Рако́ци. Для утверждения в сане от православного кандидата требовали подписания документа, состоящего из 15 обязательных пунктов. Эти пункты представляли собой прямую попытку реформации Православия: требовалось устранить почитание икон и Креста, отменить посты и подчинить церковный суд светской администрации и кальвинистскому суперинтенда́нту.

Святитель Симеон, движимый заботой о пастве, которая без епископа могла быть полностью поглощена иноверием, пошел на вынужденный компромисс, подписав документ. Однако история его правления показывает, что это был лишь дипломатический маневр. За все годы своего святительства (1643–1656) он не внедрил в церковную жизнь ни одного еретического нововведения. Напротив, он использовал свой статус для защиты священников от произвола землевладельцев.

Просветительская деятельность и перевод Священного Писания

Главным оружием святителя Симеона против иноверия стало просвещение. Он ясно осознавал, что народ сохранит веру отцов только тогда, когда будет понимать смысл Богослужения и Священного Писания. Центром его деятельности стала типография в городе Алба-Юлия (исторический Бэлгра́д).

Под его руководством и при его непосредственном участии был осуществлен грандиозный проект — перевод и издание Нового Завета на румынский язык (1648 год). Это издание, известное как «Бэлградский Новый Завет», стало вехой не только в духовной, но и в культурной истории. В знаменитом предисловии к книге митрополит Симеон выступил как филолог-визионер. Он писал о проблеме диалектной раздробленности языка и необходимости выработки литературной нормы. Он использовал метафору о деньгах: «Слова должны быть как деньги, которые имеют хождение во всех краях». Таким образом, святитель заложил основы литературного языка, используя его как инструмент объединения православных верующих.

Помимо Нового Завета, при святителе Симеоне была подготовлена к печати Псалтирь (издана в 1651 году) и другие богослужебные книги. Эти издания распространялись не только в Трансильвании, но и в соседних Молдавии и Валахии, способствуя духовному единству.

Кончина и прославление

Святитель Симеон управлял митрополией 13 лет, до самой своей смерти в 1656 году. Несмотря на болезни и постоянное внешнее давление, он сумел передать преемникам Церковь, не поврежденную ересью. Его труды стали фундаментом для последующих поколений православных просветителей.

Почитание святителя Симеона началось сразу после его кончины, но официальная канонизация Румынской Православной Церковью состоялась в 2011 году. 7 марта 2018 года Священный Синод Русской Православной Церкви включил имя святителя Симеона (Стефана) в месяцеслов для общецерковного почитания, признавая его выдающийся вклад в защиту Вселенского Православия.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист