Житие сщмч. Николая Амассийского пресвитера
Святой мученик Николай Амаси́йский, именуемый также Кнафей (Сукновал), явил свой подвиг исповедничества в древнем понтийском городе Амасии (ныне Амасья, Турция) в начале IV столетия по Рождестве Христовом. Он принадлежал к числу тех верных рабов Христовых, чья жизнь, простая и незаметная для мира, в час испытаний воссияла светом небесной славы. По своему ремеслу святой Николай был сукнова́лом (по-гречески – «кнафевс»), он занимался обработкой и валянием шерсти и изготовлением сукна. Скромный труженик, он проводил дни в труде и молитве, являя образец христианского благочестия.
Эпоха, в которую жил святой, была временем великих перемен и последней, самой ожесточенной битвы язычества с восторжествовавшей Церковью. После десятилетий жестокого Диоклетианова гонения, казалось, наступил мир. В 313 году святой император Константин Великий, правивший на Западе, и его соправитель на Востоке, август Лици́ний (308–324 гг.), издали в Медиолане (Милане) знаменитый эдикт о веротерпимости. Этот акт даровал христианам свободу исповедовать свою веру и возвращал Церкви отнятое имущество.
Однако этот мир был непрочным. Лициний, человек коварный, двоедушный и приверженный языческим суевериям, лишь по политическим соображениям согласился на уступки христианам. Готовясь к неизбежной борьбе за единоличную власть с Константином, Лициний видел в христианстве, которому благоволил его соперник, угрозу. Постепенно он начал нарушать эдикт. Сначала он запретил созывать епископские соборы, затем удалил всех христиан из своего дворца и, наконец, из армии. Вскоре гонения возобновились по всей восточной части империи, хотя и не носили такого тотального характера, как при Диоклетиане, но были не менее жестоки.
В Понтийской области, и в частности в Амасии, был назначен правитель (игемон) по имени Асклепиодо́т. Это был ревностный исполнитель воли Лициния и убежденный язычник, ненавидевший христиан. Получив императорские указы, он начал преследовать верующих, принуждая их к отречению и участию в языческих жертвоприношениях.
Одним из первых, кто был схвачен и представлен на судилище Асклепиодота, стал простой ремесленник Николай. Правитель, вероятно, рассчитывал легко сломить волю простолюдина. Он начал с уговоров, лести и обещаний. Он убеждал Николая не упорствовать в «заблуждении», не гневить богов и императора, обещая ему взамен почести и материальные блага. Но святой Николай, имея в сердце своем сокровище веры, не прельстился земными благами.
Он твердо и смело исповедал себя христианином. Он обличил суетность языческих верований, назвав идолов бездушными истуканами, а веру во Христа – единственным путем ко спасению. «Я христианин, – говорил он, – и всей душой служу Единому Истинному Богу. Ваших же богов, которые суть бесы, я презираю и отрекаться от своего Творца не стану».
Увидев тщетность своих уговоров, Асклепиодот пришел в ярость и приказал немедленно приступить к пыткам. Святого мученика обнажили, привязали к столбу и начали терзать его тело железными гребнями и крючьями. Палачи сдирали с него кожу и мясо, обнажая кости. Кровь мученика обильно орошала землю. Но среди этих нечеловеческих страданий святой Николай не проронил ни единого стона, жалуясь на боль. Напротив, его уста были исполнены молитвы и славословия. Он призывал Господа Иисуса Христа, прося Его укрепить в подвиге до конца, и благодарил за честь пострадать за Его святое Имя.
Стойкость и мужество простого ремесленника поразили и мучителей, и толпу, собравшуюся на зрелище. Асклепиодот, видя, что не в силах поколебать веру исповедника, и опасаясь, что его терпение может воодушевить других христиан и даже обратить язычников, поспешил завершить казнь. Он вынес смертный приговор.
Святой мученик Николай Амасийский был осужден на усекновение главы мечом. Эту весть он воспринял с духовной радостью, как вестника скорой встречи с возлюбленным Господом. С просветленным ликом он проследовал на место казни. Сотворив последнюю молитву, он благоговейно преклонил свою главу под меч. Так он предал свою чистую душу в руки Божии, увенчав свой земной путь мученическим венцом около 319 года.
Тело святого мученика было с благоговением взято и погребено местными христианами. Память его свято чтилась в Амасии. Подвиг святого Николая стал укреплением для амасийской христианской общины.
Другие святые с именем Николай
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке