Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие

Священномученик Ники́фор (в миру Николай Парасхес-Кантаку́зен) родился в середине XVI века в Константинополе в аристократической семье, восходящей корнями к императорской династии Кантакузинов. Получив блестящее образование в Падуанском университете (Италия), он вернулся в Константинополь, где принял духовный сан и вскоре занял должность протосинке́лла — ближайшего помощника Вселенского Патриарха. Его богословская эрудиция и административный талант были востребованы в сложный период, когда Православная Церковь на Балканах и в Восточной Европе испытывала мощное давление со стороны католической контрреформации и протестантизма.

В 1595 году, исполняя волю Патриарха Иеремии II, архидиакон Ники́фор прибыл в Молдавию, в Яссы, где активно укреплял позиции Православия. Однако вскоре его внимание было переключено на более острую проблему — готовящуюся унию Киевской митрополии с Римом. Получив титул патриаршего экзарха и широкие полномочия, Ники́фор прибыл в пределы Речи Посполитой. Ситуация была критической: большинство иерархов во главе с митрополитом Михаилом (Рагозой) уже тайно присягнули папе. Экзарх, объединившись с лидером православной оппозиции князем Константином Острожским, развернул активную деятельность по созыву антиуниатского собора.

Исторический момент настал в октябре 1596 года в Бресте. Город был разделен: униаты заседали в соборной церкви, охраняемые королевскими войсками, а православные — в доме, предоставленном Острожским. Святой Ники́фор председательствовал на Православном соборе. Проявив глубокое знание канонического права, он доказал незаконность действий отступников. Собор под его руководством лишил сана митрополита и епископов, принявших унию, и утвердил незыблемость православных догматов. Это деяние имело колоссальное значение: оно дало юридическое и каноническое основание для дальнейшего существования Православной Церкви в Западной Руси как легитимной организации, а не как «сборища бунтовщиков».

Реакция властей была жестокой. Король Сигизму́нд III Ваза, ревностный католик, приказал арестовать экзарха. Формально судить священнослужителя другой Поместной Церкви за религиозные убеждения было сложно, поэтому было сфабриковано дело о шпионаже в пользу Турции. На суде в Варшаве святой Ники́фор держался с достоинством, отвергая клевету и обличая гонителей веры. Несмотря на отсутствие реальных доказательств вины, он был приговорен к заключению в крепость Мариенбу́рг (Мальборк) в Пруссии.

Условия содержания были бесчеловечными. Узника бросили в «яму» — глубокий колодец, куда спускали пищу на веревке. Целью тюремщиков было сломить волю экзарха и заставить его отречься от решений Брестского собора, однако святой остался непоколебим. В 1599 году его земная жизнь оборвалась. По одним сведениям, он умер от истощения и болезней, по другим — был задушен по тайному приказу. Его подвиг стал фундаментом, на котором в XVII веке выросло мощное движение православных братств, отстоявших веру своих отцов.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист