Житие сщмчч. Евстафия Сокольского, Иоанна Артоболевского, Александра Минервина, Сергия Соловьева, Иоанна Алешковского, Александра Соколова, Николая Кандаурова, Алексия Княжеского, Николая Голышева,
Соборное устройство есть основа бытия Православной Церкви, отражающая единство Святой Троицы. Память святых отцов семи Вселенских Соборов — это литургическое прославление коллективного разума Церкви, который на протяжении веков отсекал ложь и кристаллизовал истину. Семь Вселенских Соборов — это становление Церкви, ее догматическое вооружение и духовное ограждение.
Первый Вселенский Собор (325 г., Никея)
Собран императором Константином Великим. Причиной стала ересь пресвитера Ария, учившего, что Сын Божий есть лишь высшее творение, но не Бог. В Соборе участвовали 318 епископов, среди которых были святитель Николай Чудотворец и святитель Спиридон Тримифунтский. Итогом стало осуждение арианства и принятие первых семи членов Символа веры, утверждающих, что Сын «единосущен» (омоу́сиос) Отцу.
Второй Вселенский Собор (381 г., Константинополь)
Собран при императоре Феодосии Великом. 150 отцов противостояли ереси Македония, хулившего Святого Духа. Собор дополнил Символ веры учением о Святом Духе как о Господе Животворящем, исходящем от Отца, и утвердил догмат о равенстве всех Лиц Троицы.
Третий Вселенский Собор (431 г., Ефес)
200 епископов собрались, чтобы осудить учение Несто́рия, который разделял Христа на два лица — человеческое и Божественное, называя Деву Марию лишь Христородицей. Главным защитником православия выступил святитель Кирилл Александрийский. Собор постановил исповедовать Христа как единое Лицо и именовать Марию Богородицей.
Четвертый Вселенский Собор (451 г., Халкидон)
Самый многочисленный Собор древности (630 отцов). Он был направлен против ереси Евтихия — монофизитства, утверждавшего, что Божество во Христе поглотило человечество. Халкидонский орос стал эталоном богословской точности: во Христе два естества соединены «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно».
Пятый Вселенский Собор (553 г., Константинополь)
165 отцов при императоре Юстиниане I собрались для уврачевания церковных нестроений. Были осуждены так называемые «Три главы» — сочинения трех учителей (Феодора Мопсуестийского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского), в которых содержались остатки несторианства. Собор подтвердил, что и после Воплощения Бог Слово остается одной Ипостасью.
Шестой Вселенский Собор (680–681 гг., Константинополь)
170 отцов осудили монофели́тство — попытку компромисса с монофизитами, учившую о наличии у Христа только одной, Божественной воли. Собор разъяснил, что во Христе, как совершенном Боге и совершенном Человеке, присутствуют две воли и два действия, причем человеческая воля во всем следует Божественной.
Седьмой Вселенский Собор (787 г., Никея)
Созван императрицей Ириной против иконоборчества. 367 отцов определили различие между служением (латри́я), подобающим только Богу, и почитанием (проскинесис), воздаваемым иконам. Честь, воздаваемая образу, переходит к Первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней.
Значение этих Соборов не исчерпывается историей. Канонические правила, принятые на них (хотя Пятый и Шестой Соборы канонов не издавали, это сделал позже т.н. Пято-Шестой Трулльский собор), легли в основу церковного права. Сегодня мы молитвенно взываем к святым отцам, сохранившим для нас бесценный бисер истинной веры, прося их молитв о единстве и мире церковном.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке