Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Священномученик Андре́й Беднов, пресвитер

В воскресный день, следующий за 11 октября (по старому стилю), Православная Церковь совершает память святых отцов семи Вселенских Соборов. Это празднование не просто историческое воспоминание, но актуальное свидетельство о том, как Дух Святой через соборный разум Церкви сохранил чистоту евангельского благовестия от пагубных искажений.

Эпоха Вселенских Соборов, длившаяся с IV по VIII век, стала временем высочайшего богословского напряжения. Ереси, возникавшие из попыток рационально объяснить тайну Боговоплощения, угрожали самому существованию христианства. Святые отцы, среди которых были великие каппадокийцы, святители Афанасий Великий, Кирилл Александрийский и многие иные, встали на защиту Истины.

Триадологические споры

Первые два Собора (Никейский 325 г. и Константинопольский 381 г.) были посвящены триадологии — учению о Святой Троице. Отцы утвердили единосущие Сына Отцу (против А́рия) и Божество Святого Духа (против Македония), даровав Церкви Никео-Цареградский Символ веры, который мы поем за каждой Литургией.

Христологические споры

Последующие Соборы сосредоточились на христологии — учении о Личности Богочеловека. Третий Собор (Ефесский, 431 г.) утвердил именование Девы Марии Богородицей. Четвертый (Халкидонский, 451 г.) стал вершиной христологического богословия, дав точное определение (о́рос) о соединении двух природ во Христе. Пятый (553 г.) и Шестой (680 г.) Соборы в Константинополе уточнили и закрепили это учение, осудив скрытые формы несторианства и монофелитство — учение о том, что во Христе якобы была только одна Божественная воля.

Защита священных изображений

Завершением эпохи стало преодоление иконоборческой ереси на Седьмом Вселенском Соборе (Никейском, 787 г.). Святые отцы, опираясь на богословие преподобного Иоанна Дамаскина, провозгласили, что иконопочитание основано на реальности Боговоплощения: поскольку Бог стал изобразимым Человеком, Его можно и должно изображать. Этим догматом была окончательно утверждена возможность освящения материи.

Церковь чтит участников этих Соборов как «семь столпов», на которых утверждена Премудрость Божия. Их труды — это не сухая теория, а живой опыт богообщения, переданный нам в точных словесных формулировках.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист