Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие прор. Ионы

Дни памяти
Авторские жития святого
Житие святого пророка Ионы
Жития святых свт. Димитрия Ростовского
Память святого пророка Ионы
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Пророк Ио́на, имя которого означает «голубь», был сыном Амафии и происходил из города Гафхефе́ра (Геф-Ховера) Завулонова, в Галилее. Он является одним из двенадцати так называемых «малых» пророков Ветхого Завета. Предание отождествляет его с сыном вдовы из Сарепты Сидонской, которого воскресил пророк Илия (3 Цар. 17). Пророческое служение Ионы пришлось на дни царствования израильского царя Иеровоама II (около 782–753 гг. до Р.Х.).

Господь повелел Ионе идти с проповедью покаяния в Ниневи́ю. Это был величайший город того времени, столица Ассири́йской империи, жестокого и могущественного врага Израильского царства. Нечестие Ниневии «дошло до Бога», и Он определил ей истребление.

Однако Иона воспротивился воле Божией. Движимый, с одной стороны, ревностью о своем народе (он не хотел, чтобы враги Израиля избежали наказания), а с другой – опасением, что пророчество не исполнится, если ниневитяне покаются, и он окажется лжепророком, Иона решает бежать. Он спускается в портовый город Иоппию и находит корабль, идущий в Фарсис (Тартесс, предположительно на юге Испании) – самую дальнюю точку известного мира, в противоположном от Ниневии направлении.

Как только корабль вышел в море, Господь «воздвиг ветер великий», и началась страшная буря. Корабельщики-язычники, видя неминуемую гибель, стали взывать каждый к своему богу и выбрасывать груз за борт. Иона же спустился во внутренность корабля, крепко заснул. Капитан разбудил его, призывая молиться своему Богу. Когда же буря не утихала, моряки решили бросить жребий, дабы узнать, кто виновник этого бедствия. Жребий пал на Иону.

На расспросы моряков Иона ответил: «Я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу... я бегу от лица Господня». Услышав это, моряки ужаснулись. Иона сам предложил им единственное средство спасения: «Возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря». Моряки, однако, проявили некоторое благородство и «стали усиленно грести, чтобы пристать к земле, но не могли». Лишь исчерпав все средства, они воззвали к Господу Ионы, прося не вменить им в вину кровь невиновного, и бросили пророка в море. Буря тотчас прекратилась. Это чудо так поразило моряков, что они «убоялись Господа великим страхом, и принесли Господу жертвы, и дали обеты».

Господь же повелел «киту великому» (в оригинале «даг гадол» – «большая рыба», что могло означать кита, акулу или иное морское чудовище) поглотить Иону. Три дня и три ночи пророк пробыл во чреве кита, «во чреве преисподней». Это было не просто физическое заточение, но глубочайший духовный опыт, символ смерти и отчаяния. Из этой бездны Иона воззвал к Богу. Его молитва (Иона 2) – это псалом покаяния и благодарения, в котором он исповедует Божие правосудие и величие, и уповает на спасение. Трехдневное пребывание Ионы во чреве кита стало в христианской традиции одним из ярчайших прообразов трехдневного погребения и Воскресения Господа Иисуса Христа, о чем говорил Сам Спаситель (Мф. 12:40).

Услышав молитву, Господь повелел, и кит изверг Иону на сушу.

Вторично Господь обращается к Ионе с тем же повелением – идти в Ниневию. Теперь пророк повинуется. Ниневия была городом огромным, «городом великим у Бога, на три дня ходьбы». Иона вошел в город и начал свою проповедь, проходя один день пути и возвещая: «Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена!»

Проповедь чужеземца имела невероятный успех. Ниневитяне, от мала до велика, поверили Богу. Был объявлен всеобщий пост, и все, включая самого царя, оделись во вретище (грубую одежду из козьей шерсти, символ скорби). Царь Ниневии издал указ, повелевающий не только людям, но и скоту не есть, не пить и быть покрытыми вретищем, и «крепко вопиять к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих». Это было беспрецедентное покаяние целого города.

Господь, видя их дела и искреннее обращение от злых путей, «пожалел о зле, о котором сказал, что наведет на них, и не навел».

Это милосердие Божие к язычникам огорчило Иону «огорчением великим», и он «раздражился». Он вышел из города, сел с восточной стороны и сделал себе кущу (шалаш), ожидая, что же все-таки будет с городом. В своей молитве он упрекал Бога, говоря, что потому и бежал в Фарсис, что знал: «Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии».

Чтобы преподать пророку урок, Господь произрастил над ним в одну ночь растение (в славянском переводе – «тыква», в оригинале – «кикайон», предположительно клещевина), которое дало тень и избавило Иону от зноя. Иона очень обрадовался этому растению. Но на следующий день Бог послал червя, который подточил растение, и оно засохло. Когда же взошло солнце, Бог наслал знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы так, что он изнемог и просил себе смерти.

Тогда Господь сказал ему: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну ночь пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?»

Так, через этот наглядный урок, Бог открыл Ионе (и всему миру) Свое безграничное человеколюбие, которое не ограничивается одним народом, но простирается на всех, кто готов принести покаяние.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист