Житие прп. Паисия Величковского
Авторские жития святого
Жизненный путь преподобного Паисия Величковского является ключевой вехой в истории православного монашества XVIII века. Родившийся 21 декабря 1722 года в Полтаве в семье протопопа Иоанна, он при крещении получил имя Петр. Рано потеряв отца, он был воспитан матерью Ириной (впоследствии принявшей постриг с именем Иулиания) и братом Иоанном. В 13 лет Петр поступил в Киевскую духовную академию, но спустя четыре года оставил ее, разочаровавшись в западном схоластическом направлении образования и стремясь к живой аскетической традиции.
Скитания Петра начались с Любечского монастыря, затем он перешел в Николаевский Медведовский монастырь, где принял рясофор с именем Платон. Однако гонения униатов заставили его покинуть эти места и искать прибежища в Киево-Печерской Лавре, где он трудился в типографии, изучая гравировальное искусство. Влечение к уединенной жизни привело его в Валахию, в скиты Трэйстень и Кырнул, где он впервые близко соприкоснулся с исихастской традицией под руководством старца Василия Поляномерульского. В 1746 году, в возрасте 24 лет, он прибыл на Святую Гору Афон.
На Афоне Платон поселился в крайней бедности в келье Кипари́с близ монастыря Пантократор. Четыре года он провел в полном безмолвии и молитвенном плаче. В 1750 году на Афон прибыл старец Василий и постриг своего ученика в мантию с именем Паисий. Постепенно к нему начали присоединяться другие монахи — сначала Виссанион, затем другие ревнители благочестия из славян и молдаван. Так образовалось братство, для которого Паисий арендовал, а затем обустроил Ильинский скит. Особенностью его общины стало возрождение общежительного устава (киновии) в сочетании с умным деланием, что было редкостью для того времени, когда преобладало особножительство.
Видя духовный голод братии и отсутствие точных руководств к молитве, Паисий приступил к исправлению старых славянских переводов святоотеческих книг по греческим подлинникам. Он собирал рукописи по всей Святой Горе, часто находя их в запущенном состоянии. Этот труд стал делом всей его жизни. В 1763 году, из-за вовлечения Афона в русско-турецкую войну и невозможности содержать большую братию, старец с 64 монахами покинул Святую Гору и перебрался в Молдавское княжество.
Митрополит Молдавский Гавриил предоставил братству монастырь Святого Духа в Драгомирне. Здесь Паисий ввел строгий устав, основанный на писаниях Василия Великого, Феодора Студита и Нила Сорского. Богослужение совершалось на двух языках — церковнославянском и молдавском (румынском) попеременно. В Драгомирне старец принял великую схиму. После того как Буковина, где находилась Драгомирна, отошла к католической Австрии, община в 1775 году перешла в Секульский монастырь, а в 1779 году господарь Константин Мурузи передал под управление Паисия богатейший Ня́мецкий монастырь.
Нямецкий период стал вершиной деятельности святого. Братство выросло до 1000 человек. Монастырь стал крупнейшим центром книжности: здесь работала школа переводчиков и каллиграфов, корректировались переводы Исаака Сирина, Максима Исповедника, Григория Паламы и других отцов. Главным трудом стало издание славянского «Добротолю́бия» (Филокалии), напечатанного в Москве в 1793 году. Преподобный Паисий учил, что послушание есть основа смирения, а смирение — дверь к умной молитве. Он восстановил институт старчества, при котором послушник полностью отсекает свою волю перед духовным отцом. Преподобный Паисий Величковский скончался 15 ноября 1794 года и был погребен в соборном храме Вознесения Господня Нямецкого монастыря. Его ученики разошлись по всей России, основав и возродив более ста обителей, что привело к небывалому духовному расцвету Русской Церкви в XIX веке.
Другие святые с именем Паисий
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке