Житие мчч. Марка Арефусийского, Кирилла диакона и иных многих
Авторские жития святого
История Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, являющегося оплотом Православия на северо-западных рубежах Руси, неразрывно связана с именем его первого насельника — преподобного Марка. Сведения о нем крайне скудны и почерпнуты из древних монастырских летописей, которые с благоговением сохранили память о старце, положившем начало подвижничеству в этих краях. Времена, когда жил святой, относятся к XV веку, периоду, когда псковская земля подвергалась частым набегам ливонцев, но одновременно переживала духовный расцвет.
Согласно «Сказанию о Псково-Печерском монастыре», задолго до официального основания обители преподобным Ионой в 1473 году, местные жители знали о святости места у ручья Каменец. Охотники из Изборска, отец и сын Селиши, рассказывали, что в глухом лесу они неоднократно слышали «гласы поющих неизреченно и прекрасно», напоминающие церковное пение, хотя никакого храма там не было. Это было ангельское славословие, сопровождавшее молитвенные подвиги пустынника.
Преподобный Марк жил в пещерах, которые природа (а вернее, Промысл Божий) создала в песчаном холме. По преданию, именно он и другие безымянные старцы молились у трех больших камней, которые впоследствии стали почитаемыми святынями. Очевидцы описывали преподобного как старца с иссохшим от поста телом, в рубище, с длинной седой бородой. Его уединение было настолько строгим, что он избегал всякого общения с мирянами, являя собой пример древнего анахоретства.
Существует историческая гипотеза, что некоторые иноки, спасаясь от нашествий с юга, бежали в псковские пределы и поселились в пещерах, и Марк был одним из них. Однако подлинное его происхождение остается тайной, сокрытой Богом. В рукописном сино́дике обители род преподобного Марка начинается с него самого, что в агиографической традиции часто указывает на особое избранничество и разрыв с мирским прошлым.
Важным моментом жития является духовная преемственность. Когда преподобный Иона, основатель общежительного монастыря, прибыл на это место, он нашел здесь духовную почву, уже возделанную молитвами преподобного Марка. Кончина святого старца последовала, по разным данным, около 1480 года. Его тело, положенное в колоду (дубовый гроб), не предалось тлению. Сохранилось предание, что когда преподобный Иона хотел похоронить другого подвижника, преподобного Лазаря, он по ошибке или по нужде положил его в ту же колоду, где покоился Марк. Внезапно мощи преподобного Марка подвинулись, уступая место собрату, что стало чудом, засвидетельствованным братией.
Почитание преподобного Марка началось сразу после его преставления. Его мощи почивают в «Богом зданных» пещерах, при входе, и верующие, приходящие поклониться святыням Псково-Печерской обители, первым делом испрашивают молитвенной помощи у этого таинственного старца. В иконографии он традиционно изображается в схиме, с благословляющей десницей и свитком, на фоне пещер и монастырского леса. Память его совершается в день Собора Псково-Печерских святых, а также в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших. Образ преподобного Марка учит нас тому, что истинное величие христианина не в земной известности, а в стяжании Духа Святого через смирение и безмо́лвие.
Другие святые с именем Марк
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке