Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие прмч. и исп. Стефана Нового

Дни памяти
Авторские жития святого
Страдание святого преподобномученика Стефана Нового
Жития святых свт. Димитрия Ростовского
Память преподобномученика и исповедника Стефана Нового
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра
Память исповедников и мучеников, пострадавших со святым Стефаном Новым
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Житие преподобномученика Стефана Нового является одним из важнейших свидетельств эпохи иконоборчества, раскрывающим богословие образа и историю сопротивления Церкви государственному давлению. Святой родился в 715 году в Константинополе в семье благочестивых родителей Иоанна и Анны. Согласно преданию, его рождение было вымоленным: мать долгое время была бесплодна и дала обет посвятить дитя Богу. Это произошло в период правления императора Анастасия II, когда Церковь еще пребывала в мире перед бурей иконоборческой ереси.

В юном возрасте, видя начало гонений при Льве Исавре, Стефан решил оставить мир. Он удалился на гору святого Авксе́нтия в Вифинии — место, славившееся своими монашескими традициями. Там он принял постриг от старца Иоанна и в течение многих лет проходил суровый искус послушания. После кончины наставника Стефан удалился в пещеру, где пребывал в непрестанной молитве. Слава о его подвигах привлекла к нему множество учеников, и вскоре вокруг пещеры образовалась обитель.

Ситуация резко обострилась с приходом к власти Константина V Копронима, фанатичного противника икон. В 754 году император созвал иконоборческий собор, решения которого анафема́тствовали почитание священных изображений. Монашество, как оплот иконопочитания, стало главным объектом ненависти императора. Копроним знал о влиянии игумена Стефана и пытался сначала лестью, а затем клеветой склонить его на свою сторону. На святого возводили ложные обвинения, подсылали лжесвидетелей, но правда Божия всякий раз открывалась, посрамляя клеветников.

В конце концов святого арестовали и сослали на остров Проконни́с. Однако и там к нему стекались верующие, ищущие духовного утешения и наставления о правильном почитании икон. Узнав об этом, император приказал перевести Стефана в столичную тюрьму. Здесь, в тесных условиях, содержалось более трехсот иноков из разных областей империи. У многих были урезаны носы или уши, выколоты глаза. Преподобный Стефан утешал страдальцев, напоминая им о мучениках первых веков христианства.

Ключевым моментом жития является диалог святого с императором. Стефан наглядно показал абсурдность иконоборческой логики. Он взял золотую монету с профилем императора, бросил ее на пол и попрал ногой. Когда придворные в ужасе бросились на него, обвиняя в оскорблении величества, святой кротко заметил: «Если вы так защищаете изображение смертного царя, то как смеете сжигать и топтать иконы Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери?». Этот исповеднический поступок привел тирана в ярость.

По приказу императора, желавшего смерти святого, но боявшегося совершить казнь официально, была спровоцирована расправа. Воины и наемники ворвались в темницу, выволокли преподобного и поволокли его по улицам Константинополя. Его били дубинами и камнями. У одной из площадей некий человек разбил голову святого тяжелым брусом, прервав его земные страдания. Тело мученика было брошено в яму для преступников, но верные христиане смогли тайно изъять его. Мощи преподобного Стефана впоследствии стали святыней для всей Вселенской Церкви, а его учение об иконе легло в основу определений VII Вселенского Собора.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист