Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие ап. первомч. и архидиакона Стефана

Дни памяти
Авторские жития святого
Страдание святого первомученика и архидиакона Стефана
Жития святых свт. Димитрия Ростовского
Память святого апостола первомученика и архидиакона Стефана
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Святой апостол Стефан, первомученик и архидиа́кон, является одной из ключевых фигур ранней Церкви, чья жизнь и мученическая кончина подробно описаны в новозаветной Книге Деяний. Он происходил из евреев диаспоры, был воспитан в эллинистической культуре, но сохранил верность закону Моисееву, которую преобразил во свете Христовой Истины. После Пятидесятницы, когда число учеников в Иерусалиме умножилось, возник ропот у еллини́стов против евреев коренных, поскольку их вдовы были обделяемы в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать апостолов, созвав множество учеников, повелели выбрать семь мужей изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости.

Стефан был избран первым и наречен архидиаконом. Однако его служение вышло далеко за пределы благотворительности. Господь наделил его даром чудотворения и непревзойденной риторической силой. Проповедь Стефана стала вызовом для традиционного иудаизма того времени. Вступая в споры с членами синагоги Либерти́нцев, Киринейцев и Александрийцев, он доказывал мессианство Иисуса, опираясь на Писание. Не имея возможности опровергнуть его доводы, враги прибегли к ложному доносу, утверждая, что он предрекает разрушение Храма и отмену обычаев Моисеевых.

На суде в сине́дрионе Стефан произнес свою знаменитую апологию. Это была не просто защита, но богословское осмысление истории спасения. Он напомнил о патриархах, об исходе из Египта, о скинии свидетельства, подводя слушателей к мысли, что Бог не живет в рукотворенных храмах и что внешний обряд без сердечного смирения тщетен. Кульминацией речи стало прямое обличение вождей народа в «жестоковыйности» и убийстве Праведника. Это вызвало взрыв ярости у судей.

В этот момент духовного напряжения Стефан, взглянув на небо, увидел славу Божию. Примечательно, что он увидел Иисуса не сидящим, как обычно описывается Его слава, а стоящим одесную Бога, словно Господь поднялся с престола, чтобы встретить Своего верного свидетеля. Услышав об этом видении, члены синедриона в исступлении выволокли святого за город.

Казнь совершалась побиванием камнями — традиционным иудейским способом расправы над богохульниками. Умирая под градом камней, святой молился: «Господи Иисусе, приими дух мой», а затем, преклонив колена, воскликнул громким голосом: «Господи! не вмени им греха сего». Тело первомученика, брошенное на съедение зверям, было тайно взято известным иудейским законоучителем Гамалии́лом и его сыном Авивом и с честью погребено в их имении в Кафар-Гамале. Впоследствии, в V веке, мощи святого были чудесным образом обретены и перенесены в Иерусалим, а затем в Константинополь и Рим.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист