Св. мученик Инны, Пинны и Риммы (Енена, Нирена и Пня)
Св. муч. Инна, Пинна и Римма (Енен, Нирен и Пень)
Вот первые мученики из славян!
В Василиевом менологе (XI в.) под 20 января читаем о них следующее:
«Святые были из Скифии, из северной стороны, ученики святого Апостола Андрея. Они учили об имени Христовом и многих из варваров, обратив к правой вере, крестили. По этой причине были схвачены князем (παρα Αρχοντος) варваров, но не могли быть доведены до того, чтобы отречься от Христа и принести жертву идолам. Тогда стояла жестокая зима; реки скреплены были морозом так, что по льду ходили не только люди, но и кони, и возки. Князь приказал поставить в лёд большие брёвна как целые деревья и привязать к ним святых. Итак, когда вода взволновалась, и лёд постепенно умножался, так что дошёл до шеи святых, они, измученные страшной стужей, предали Господу блаженный свои души».
Буквальный славянский перевод этого сказания читается в Белградском синаксаре 1340 г. и в Сербском прологе XIII в.. Здесь мученики называются Енен, Нирен и Пень.
Β Иеронимовом мартирологе под 20 января читается: «в Ниведуне мученическая кончина Тирса, Кириака, Геллиника». Итак, местом страданий мучеников был новый Дунаец, стоявший на берегу Дуная, в Малой Скифии, и имена мучеников, показанные в Греческом и Славянском известии, были народные, Славянские, тогда как по крещению страдальцы веры назывались иначе.
Полагают, что страдальческая кончина мучеников была «где-то гораздо севернее Киева, но, во всяком случае, между Русскими Славянами». Но это – напрасно. Большая река, указываемая в повести о страдании, – известный Греку Дунай. С другой стороны, так как проповедники Скифы были ученики Ап. Андрея, то Скифию их надобно искать там, где проповедовал Ап. Андрей. В повествовании инока Епифания IX в. читаем: «Господь сказал Андрею: иди в Вифинию, Я с тобою, куда ни пойдёшь ты, – ещё и Скифия ожидает тебя. Когда Андрей сказал о том Иоанну, они простились: и Андрей, взяв учеников своих, пошёл в Лаодикию, а отселе в Мизию, в город Одиссос. Проведя здесь немного времени, поставил епископа Апиона». Последний по другим памятникам называется Амплием и претерпел мученическую смерть за Христа. Одиссос, Аполлония и Месемврия у Птолемея и Страбона причисляются к Малой Скифии. По словам Плиния, страна, которой владели Скифы-земледельцы, простираясь от устьев Дуная к Фракии, заключала в себе «прекраснейшие города Дунаец, Томи (Кюстенджи), Калатис, Кроны». Итак, несомненно, что Ап. Андрей проповедовал в Малой Скифии и для неё поставил епископа. А с тем вместе, несомненно и то, что Скифия учеников его, продолжавших проповедь его в Скифии, есть та, которая лежит на правом берегу Дуная и по западному берегу Чёрного моря. Жившие здесь при Апостолах были и не Греки, и не Римляне. Их называли то Скифами, то Гетами, то Сарматами: собственно же это были Славяне, бодрые, воинственные, но занимавшиеся и земледелием. «Хочешь ли знать, что за народ Томитанской страны? – писал поэт Овидий, живший заточённым в Томах. – Хотя это смесь из Греков и Гетов, но жители вообще происходят от Гетов, из них большинство народонаселения. Разъезжают верхом туда и сюда, никого не встретишь без копья, лука и стрел; рука искусная в обладании мечом, висящим у всякого на боку. Весьма немного осталось следов Греческого языка, да и те, при Гетском произношении, стали варварскими. Я уже выучился говорить по-Гетски и по-Сарматски». Поэт, испорченный Римской роскошью, скучал, что «приезжают в Томы Сарматы со своими скрипучими возами, – тянут Сарматские быки возы варварские». Точное известие о жителях страны сообщают Моисей Хоренский и историк VII века Симокатта. Первый пишет, что во Фракии живут «семь Славянских племён». Симокатта говорит, что Славян, воевавших в VI веке с империей, в древнее время называли Гетами. Христианство Малой Скифии уже знал Тертуллиан: «во Христа веруют, – писал он, – племена Гетов (varietates Getulorum), Сарматов и Скифов». Не говорим здесь о последующем времени.
Так проповедь учеников Ап. Андрея принесла обильные плоды между южными Славянами.