Преп. Евфимия Великого
Св. преп. Евфимий Великий
Евфимий Великий родился около 380 года в Мелитине, городе Никейской митрополии, от благочестивых и благородных родителей, по молитвам их, которые доселе были бесчадны, и назван Евфимий – Благодушный, по радости и утешению их о его рождении. В отрочестве он посвящён был Богу и отдан матерью на воспитание брату её, а от него принял Евфимия для воспитания епископ Мелитинский. Воспитанный в правилах добродетельной христианской жизни под отеческим попечением архипастыря Мелитинской церкви, Евфимий рукоположен был от него в чтеца и пресвитера. Ему поручено было старейшинство и попечение о монастырях того города, в котором он жил.
Поэтому, любя иночество и безмолвие, он более пребывал в монастыре, соседнем городе, а на дни Великого поста уединялся в пустыню. Видя, что безмолвие его по обязанностям его звания нередко нарушается, Евфимий, 29 лет, тайно удалился с другом своим Феоктистом в пещеру Иерусалимской пустыни, принадлежавшей лавре Фаранской. Из своей пещеры они ежегодно 14 дня января удалялись в пустыню и возвращались в свои кельи на цветную неделю. Пребывая в пещере и пустыне, преподобные питались трудами рук своих и имели одно попечение – угодить Богу. Через пять лет два друга-инока переселились для высших подвигов благочестия почти в непроходимый места пустыни. Но в непродолжительное время и сии дикие места, прославленные подвигами Евфимия и Феоктиста, процвели благочестивым обществом, и под их руководством устроилась киновия. Преподобный Евфимий для всех пустынников был образом благочестия и врачом духовным: каждый из братий открывал пред ним совесть свою, исповедуя свои помышления.
Учеников своих преп. Евфимий отечески исправлял учением и увещанием, наставлением и утешением. Он обыкновенно говорил им: «братие, для чего удалились вы от мира, для того и подвизайтесь! Не пренебрегайте своим спасением, но ежечасно будьте бодры, по слову Господню: бдите и молитеся, да не внидете в напасть (Мф. 26:41)! Знайте, что отрёкшимся от мира и хотящим иночествовать надобно отречься своей воли, хранить во всём послушание, в уме иметь памятование о смерти и последнем суде. При внутреннем Богомыслии инокам надобно и телесно трудиться, а особенно юным, коим при тщательном хранении себя потребно и телесное удручение, чтобы плоть повиновалась духу. Да будем же подражателями Ап. Павлу, который трудился день и ночь, не только убегая праздности, но и служа трудами своими себе и иным: требованию моему, говорит он, и сущим со мною послужисте руци мои сии (Деян. 20:34). Если мирские люди так много подъемлют трудов и страждут, непрестанно работая для пропитания жён и детей своих, и от труда своего и Богу приносят и милостыни творят по силе, и дани дают: нам ли не трудиться на потребу единого только тела нашего, дабы и праздности убегать, и чужих трудов не поядать, по заповеди Апостола: аще кто не хощет делати, ниже да яст (2 Фес. 3:10)». Назидаемые святыми наставлениями Евфимия, иноки, подвизаясь в вере и благочестии, творили плоды, достойные своего звания.
Особенно строг был Евфимий к самому себе. «Не дал еси, – воспевает Церковь в честь его, – сна очесем твоим, ниже веждом дремания, дóндеже душу и тело от страстей свободил еси, и себе уготовал еси Духа жилище». Один из учеников Евфимия говорит о нём: «мы никогда не видели его ядущим, кроме субботы и воскресного дня, ни беседующим с кем-либо без великой нужды, ни почивающим на боку, но всегда сидящим и мало дремлющим, иногда же стоящим и держащимся обеими руками за вервь, нарочно для того протяжённую».
Имя св. Евфимия было славно не только в Палестине, но и по окрестным областям. К нему притекали многие, ища спасения. Своим влиянием и мудростью он обратил ко Христу многих Сарацын; защищал веру против несториан, евтихиан, манихеев; исправил Евдокию, супругу Феодосия Младшего от заблуждения монофизитов; подкреплял в правой вере епископов, собиравшихся на соборы. «Всюду лучи чудес испущая, всех просвещал святый, и подобно магниту привлекал к своему учению».
Избегая славы человеческой и ища безмолвия, Евфимий часто удалялся из обители в пустынные места для безмолвия, сначала на время, а, наконец и совсем удалился в пустыню Зиф близ Мёртвого моря, предоставив настоятельство над монастырём Феоктисту. Но преп. Евфимий и на новом месте уединения недолго оставался один. Господь в видении открыл ему, чтобы он не возбранял желающим селиться кругом его и быть под его руководством. Таким образом образовалась новая лавра Евфимиева, в которой он жил до конца своей жизни и был славен как чудотворец и прозорливец ведавший человеческие помышления. В год своей смерти преп. Евфимий не пошёл, по обыкновению, в пустыню на время четыредесятницы и сказал братии: «я пробуду с вами первую седмицу, а в субботу в полночь отлучусь от вас»; – и точно в это время последовала его блаженная кончина. Отходя в жизнь вечную, преподобный завещал братии: «да не затворяются никогда врата монастырские для приходящих; да будут всегда отверсты странникам, и всё, что имеете, предлагайте нуждающимся, и так изобильное свыше благословение будет подаваться вам от Бога».
Преп. Евфимий был нравом препрост, лицом красив, возраста среднего, сед, имел браду даже до колен; жил 97 лет и преставился в 477 году, 20 января. С того времени Церковь чтит преподобного и Богоносного отца нашего Евфимия Великого. По преставлению его, от его мощей совершились многие чудеса. Св. Дамаскин, Герман, Студит и Феофан написали многие песнопения на день св. Евфимия, ныне возносимые православной Церковью в этот день. Дамаскин написал канон в похвалу преподобного с краестрочием: «богатство явился еси земнородных, Евфимие». Священные чтения в день преподобного Евфимия те же, какие и в честь Антония Великого.