Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Воспоминание о преп. Корнилие и Аврамие Палеостровских

Дикое изуверство раскольников два раза предавало истреблению Палеостровский монастырь; почему затруднялись определить даже время, когда подвизался основатель северной пустынной обители. При ближайшем знакомстве с памятниками отдаленного прошлого оказывается, что хотя нет средств «определить, в каком году прибыл пр. Корнилий на Палий остров, но можно определить время подвигов его. В писцовой книге 1482 г. видим «пустынку Пречистой на Палье острове». В межевой записи Юрьева монастыря 1391 г. читаем: «пойдет межа водою Муромского и Палеостровского монастыря». – К концу XIV в. относится и первая разводная грамота самой Палеостровской пустыни. Принимая еще во внимание то, что до преп. Лазаря, как говорит завещание его, не было на Онежском озере ни монастырей, ни церквей, приходим к убеждению, что подвиги основателя Палеостровской пустыни относились к концу XIV и к началу XV в.. Так как Палеостровская пустынь только в конце XV в. освободилась от подчинения новгор. Вяжицкому монастырю, быв дотоле в его ведении, то это дает право положить, что преп. Корнилий, родом псковитянин, полагал начало иноческому житию в Вяжицкой обители и отселе любовию к уединению увлечен был на Палий остров. – Любовь его к этому острову была не напрасна. Трудно найти уединение более полное и более красивое, как Палий остров. Остров – невелик; доступ к нему возможен только в одном месте. С вершины отвесной скалы его открывается панорама всего Онежского озера, во всей дикой красоте. Изредка только виднеется рыбачья лодка, еще реже барка с лесом из Повенца. Только в начале весны караван соловецких богомольцев заходит к мощам преп. Корнилия; затем круглый год не бывает в пустыни ни богомольцев, ни посетителей, – так ныне. Что же было тут в конце ХIV в.? И на этом-то острове жил преп. Корнилий, как Божия птица, для подвигов поста и молитвы. Благочестивая жизнь его, не взирая на глухое и дикое уединение острова, привлекла к нему ревнителей отшельнической жизни. Преподобный построил храм Рождества Пречистой и другой, теплый, с трапезою, в честь пр. Илии. Любитель пустынной жизни устроил общежитие, по духу любви апостольской, и храмом пр. Илии указывал пустынникам на великого пустынника и постника, питавшегося надеждою на Господа. Онежская сторона поныне бедна хлебом, – такова почва ее. Зато Палий остров мог питать пустынников своих рыбою: близкие заливы берегов твердой земли известны особым родом рыбы, сообщившим острову свое имя: палий – рыба, род форели. Сам преподобный и тогда, как занимался строением обители, часто удалялся для уединенной молитвы в пещеру, за полверсты от обители. В последнее же время своей жизни он пребывал в ней постоянно, посвящая время молитве и подвигам поста. Тяжелые вериги, бывшие на теле его, служат памятником сурового подвижничества его. Он почил в пещере – около 1420 г. и мощи его перенесены в храм обители учеником его Аврамием. Аврамий также проводил подвижническую жизнь; о нем в ркп. святцах сказано: «преп. Аврамий, игумен Рождества Богородицы палеостровский, на Онеге, новгородский чудотворец», – ныне мощи преп. Корнилия и Аврамия покоятся под спудом в храме обители их.

 Воспоминание о преп. Корнилие и Аврамие Палеостровских

Примечания
1* Ист. акт. V, 254–256. 260.
2* Костомаров в северн. народопр. 2, 360.
3* Архив истор. юрид. свед. кн. 3. отд. 2. стр. 23. Спб. 1861 г.
4* Вестник георг. общ. 1851 г., смесь стр. 19.
5* Лохвицкого отрывки путеш. по Олонецкой губернии – в Отеч. зап. 1864 г. февр., стр. 709.
6* Местное предание, считающее до 700 лет существованию обители, очевидно увеличивает древность ее, вопреки актам.
7* У Лохвицкого грамота вяжицкого игумена 1478 г.: «а кто почнет с ними (иноками Далеостр. п.) супоровати: ино его звати нашею пизовницею, а суд его предо мною».
8* У Неволина опись 1582 г. «монастырь общий, церкви рож. Богородицы и пр. Илии», последняя с трапезою, «построены прежним игуменом Корнилием», кроме игум. Ионы два иеромонаха и 49 братьев. Пятины, прилож. стр. 166. Спб. 1953 г. сл. ист. акт. V, 258.
9* Ист. иер. IV, 451–454. Свед. о мон. 419.