Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† В тот же день преп. Феоклеты

Отчизна и род праведницы были в провинции оптиматов, где были города: Никомидия, Еленополь, Пренет, Парфенополь. Родители ее были Константин и Анастасия, христиане искренние; с нежного возраста дочь воспитана была ими в благочестии. Сочетавшись с супругом Захариею, она уговорила его жить с нею, как с сестрою. Так она никогда не знала удовольствий брачного ложа и осталась девственницею. Люди Периклова века были образованы, очень образованы в искусствах и в философии, а гнусная гетера отнимала супруга у супруги и заражала болезнями дорогую юность. Только вера Христова не только защищает супружескую верность, но и обращает супругов в девственников чистых. Феоклета усердно занималась чтением душеполезных сочинений и особенно священных наставлений о жизни приличной женам. Она твердо заучила желание апостола, предъявленное женам. Желаю, писал св. чтобы жены в приличном одеянии, со стыдливостию и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию (1Тим.2:9, 10). Деньги, истрачиваемые другими на наряды, она назначала для лучшего употребления. Средства свои, труды, силы посвящала она преимущественно на пользу ближних: всякий день, так или иначе, помогала она бедным. Родина ее доставляла ей много случаев к тому. Провинция оптиматов (вельможей) называлась так в насмешку. Это была страна самая бедная; жители ее, говорит император Константин, – деньщики офицеров и высших придворных чиновников; они же погонщики при походах войска; при бедности они грубы. В такой-то стране совершала подвиги милосердия св. Феоклета. «Стыдись, говорил Квинтилиан, склоняться пред бедным, а скорее отвращайся от него с презрением». Плавт писал: «для чего ты даешь подаяние бедному? Твоя помощь только удлиняет страдания его. Он беден? Ну, пусть и пропадает с голоду». Вот как рассуждала философия языческая! Она то от гордости не уделяла бедняку и ласкового взгляда; то при недостатке самоотверженной любви отчаивалась в возможности успешно лечить раны бедного. Как неизмеримо высока пред тем любовь христианская! Оптиыаты с их разнородными нуждами находят в ней неисчерпаемый родник утешений! Что нужно для того, чтобы подвиг сострадательной любви был вполне христианским, вполне угодным Господу и потому сильным благодатию? Нужно, чтобы совершался он в духе смирения, без поисков за славою человеческою и без самоуслаждения самолюбивого (Мф. 6:2); нужно, чтобы совершался он веселою душою, с радостию (2Kop.10:7; Рим. 12:8, Мк. 12:42); нужно, чтобы не ослабляли его ни неблагодарность человеческая, подчас и грубая, ни собственное желание покоя (Гал. 6:9; Прем. 3:13). Так подвизалась Феоклета. Она не утомлялась трудами служения другим, не оскорблялась непризнательностию людскою; каждому помогала с любовию и радостию; не дозволяла себе и тешиться своими делами, славя за все Господа и твердо помня о своей греховности. И вот она была неистощимым родником живительных утешений для несчастных оптиматов. Подвигами самоотверженной любви она столько возвысилась в жизни духовной, что, когда приблизилось время кончины ее, пригласив знакомых, объявила о дне смерти своей и частных обстоятельствах ее будущих. По смерти ее, мощи прославились множеством чудес, к утешению страждущих. Подвиги догробного милосердия ее совершались при императоре Феофиле, и потому кончину ее надобно отнесть к 840 г.

 В тот же день преп. Феоклеты

Примечания
1* О ней Синаксарь греческой Минеи августа 21, и краткий менолог Банажа. В месяцеслове Вершинского нет и помину об этой святой.
2* См. выше о св. Мелание, о Магне, о жене самосского пресвитера.
3* Наприм. еще св. Дионисий александрийский († 266 г.) писал: «о женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю исследовать, ибо не думаю, чтобы они, аще суть верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступити к святой трапезе или коснуться тела и крови Христовых. Ибо и жена имевшая дванадесятное кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Ему, но токмо воскрилия. Молитися, в каком бы состоянии кто ни был и как бы ни был расположен, поминати Господа и просити помощи не возбраняю есть. Но приступати к тому, еже есть святая святых, да запретится не совсем чистому душою и телом». Книга правил стр. 303. Спб. 1839 г.
4* Constantini Porphyr. de thematibus p. 26. 27. Bon. 1840.
5* Краткий Менологе под 21 августа «воспоминание о св. Феоклете чудотворице. Она жила при ненавистнике Феофиле; с детства воспитанная в благочестии, занималась размышлением о слове Божием, подаянием милостыней и трудом служа нуждам бедных. Она предсказала и день смерти своей. Сколько и какие чудеса совершены ею, трудно обнять в кратком слове».