† В тот же день страдание благ. князей Георгия Владимирского и Василька Ростовского
Великий князь Всеволод 3 назначил старшего сына, князя Константина, в преемника престола своего, но с тем, чтобы он отдал Ростов брату Георгию, а третьему сын Ярославу предоставлен Новгород, где был прежде Константин. Полюбив Ростов, Константин не хотел выехать из него и желал владеть им и великим княжением. Оскорблённый отец, собрав вече, объявил (в 1212 г.) Георгия преемником Владимирского престола. – Георгий своими качествами обещал России покой; он был правой рукой отца против врагов его и прославился победами. Правление делами всей России начал он тем, что возвратил свободу князьям и епископу Рязани, которых отец держал пленниками; потом был в Ростове у Константина, оказывая ему все ласки любви братской. Четыре года дела шли счастливо, как Ярослав поднял бурю. Своими жестокостями раздражил он Новгородцев и возбудил их к войне.
Георгий, несмотря на то, что Ярослав оскорблял его, не хотел оставить брата без защиты, тем более, что Ярослав умел прикинуться пред ним угнетённой невинностью. Константин соединился с Новгородцами, которые обещали доставить ему престол вел. князя. В битве Липецкой (1216 г.) Георгий был разбит на голову и сдался на волю победителей. Ему дан был Городец Волжский. «Суди, Боже, брату моему Ярославу, – он довёл меня до этого», говорил Георгий с слезами на гробе отца своего. В 1217 г. Константин объявил Георгия наследником своим – и отдал ему Суздаль.
В 1219 г. Константин умер, и Георгий опять взошёл на престол Владимирский. Против Болгар, которые взяли Устюг, послал он брата своего Святослава; тот разбил их и заставил клятвой утвердить мир. Оберегая границы на востоке, Георгий (в 1221 г.) заложил на берегу Волги Нижний-Новгород, где прежде был Болгарский городок; здесь построен им каменный храм Спасителю и устроен общежительный монастырь с храмом Богоматери; в тоже время построен им каменный храм Спасителю в Суздале, где пол храма устлан был красным мрамором, присланным в дар Болгарами; а во Владимирском Рождественском монастыре поставлен каменный храм Богоматери. В 1225 г. находясь в 140 вер. от Костромы, на Волге, по явлении иконы св. Георгия, основал на горе Юрьевец-Поволгский. Занимаясь с полным усердием устройством Русской земли, посылал он своё войско на помощь Новгородцам против Ливонских Немцев; и когда потом сами Новгородцы вызывали было его на войну, охотно согласился на мирное предложение их. В 1228 г. наказал войной дикую Мордву; потом ещё раз заставил Болгар просить у него мира и снова наказал Мордву. В 1230 г. отдал священную почесть Болгарскому мученику Аврамию, перенесением мощей его во Владимир; а в следующем году перенесены были в новый Ростовский собор мощи святителя Леонтия.
Не ожидали в России того страшного бедствия, которое после отказывались и изображать. В 1236 г. Монголы разгромили Болгар, предав всё огню и мечу. Об этом узнали и тогда же в соседнем Владимире. И зимой того же года Георгий женил двух сыновей своих Владимира и Мстислава. Людям ли знать, когда начнётся над ними суд Божий? К несчастью, система областного правления, не руководимого сильной центральной властью, достигла тогда крайнего развития: каждый князь думал только о себе. В 1237 г. Монголы опустошительной войной шли на Россию. Великий князь Георгий послал сына Всеволода к Коломне; но Рязань уже была опустошена, а за тем и Всеволод разбит был на голову, оставив юного брата Владимира в плену. Георгий, оставив сыновей защищать Владимир, отправился собирать войска другие. Февраля 2-го 1238 г. татары подошли к Владимиру. В городе ли великий князь? спросили чиновники Батыя у золотых ворот. Из города пустили в ответ стрелы. Не стреляйте, кричали татары и, показывая пленного князя Владимира, говорили: узнаёте ли князя? Юный князь был бледен и истомлён страданием. Всеволод и Мстислав заплакали. «Лучше нам, братцы, сказали они дружинам, умереть за святую веру, чем быть в их неволе. Всё это навёл на нас Бог за грехи наши». Февраля 6 Владимирцы увидели, что неприятель ставит вокруг города стенобитные оружия, а вечером стал окружать его валом и тыном. Князья Всеволод и Мстислав, княгиня – мать их с дочерями и невестками, многие вельможи собрались в храм Богоматери и приняли от епископа Митрофана пострижение в иночество; все принесли исповедь в грехах своих, причастились св. тайн и приготовились к смерти. Февраля 7 в воскресенье мясопустное город был взят и страшно опустошён. Святитель Митрофан, супруга Георгия Агафия, дочь Феодора, невестки Мария и Христина – страдальчески умерли в пламени собора; сыновья Всеволод и Мстислав пали в сражении, большая часть жителей столицы убиты, немногие взяты в плен. Георгий, получив весть о такой участи своего семейства и народа, сказал с Иовом: «так-ли, Господи, угодно милосердию Твоему? зачем я остался один?».
Благоверный Георгий под тяжестью бед не только не пал духом, но ещё окреп. Удалясь в Ярославль, дорогой взял он с собой Ростовских князей с их дружинами. Слыша же о страшном по огромному числу неприятеле, он решился идти в глухое место, на р. Сить, туда, где тянутся болота на огромных пространствах. Туда же приглашены и ополчения князей Переяславского Ярослава и Юрьевского Святослава. Батый, взяв Владимир, отправил сильные отряды к Ярославлю, чтобы догнать в. князя. Георгий решился сберегать слабые в сравнении с неприятелем силы свои до лучшего времени. На берегах Сити разбил он стан свой, и с. «Стапилово на Сити» с валами и окопами остаётся памятником стана его. – В. князь отправил Дорожа (Дорофея Семёновича) с 3000 «пытать татар» – разведывать, где явятся они, чтобы во время или идти далее на север, в Новгородские владения, или приготовиться к битве. Но тогда, как Георгий ждал татар от Ярославля, до которого они гнались за ним, полководец Батыя Бурундай пошёл из Владимира Переяславско-скнятинской дорогой через Кашин, опустошил Переяславль, Скнятин, Кашин, и истребительной волной двигался к Бежецкому Верху. Тут Дорож неожиданно наткнулся на татар; жаркая схватка Дорожа оставила по себе память в имени с. Могилищ.
Дорож поспешил к Георгию. «Князь! сказал он, татары уже обошли нас», т. е. с одной стороны шёл Бурундай, с другой, от Ярославля, двигались другие волны. В. князь ещё прежде того велел полководцу своему готовить войска к встрече с неприятелем. С Георгием были теперь брат Святослав и племянники князья Ростовские с их дружинами; но не было с ним брата Ярослава с его Переяславцами. Войска Георгия ещё не вполне готовы были к бою, как явились свирепые враги. Полки сошлись, и произошла кровопролитная битва. Перед неприятелем многочисленным и остервенелым Русские дружины, при всём мужестве, не устояли; великий князь был убит, и с ним пало множество войска его. Это было
4-го марта 1238 г.. Ростовский епископ Кирилл, возвращаясь из Белозерской стороны, куда благоразумно удалялся он от татар, отыскал в куче мёртвых обезглавленное тело великого князя Георгия. Он привёз его в Ростов и, с великой честью совершив надгробное служение, положил в Ростовском соборе; голова великого князя отыскана после и положена в гроб его. На втором году после кончины тело страдальца св. веры и отчизны, по распоряжению князя Ярослава, торжественно перенесено было во Владимир и положено в соборном храме. Тогда увидели невиданное чудо. «Глава святая прильнула к св. телу, так что и следа не было отсечения на вые его; правая рука поднята была, как бы у живого, показывая на подвиг.
Современная летопись так говорит о свойствах великого князя Георгия: «Юрий украшен был добрыми качествами. Он старался выполнять заповеди Божии и хранил страх Божий в сердце своём; помнил слова Господа: «о сем познают вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою». Даже врага своего отпускал он от себя с дарами... Был весьма милостив и не берёг имения своего, раздавая милостыню бедным, украшая храмы Божии иконами и книгами; почитал чин иноков и священников и подавал им нужное. Приносил Господу молитвы днём и ночью».
Мощи благоверного князя почивают открыто во Владимирском соборе, в серебряной раке. Эта рака устроена в 1645 г. патр. Иосифом «по обещанию, во славу и честь великому князю Георгию, мученику, Владимирскому чудотворцу», так говорит надпись её. Здесь в честь великого князя устроен и придельный храм. Здесь же надпись времён Екатерины над гробницей св. князя:
«Желанье в варваре горело
Людей моих сжать, как траву,
Мой жизни дух лишить и тело,
Затем мечом отнять главу.
Но Бог мой дух, за веру праву,
Жить вечно внёс в небесну славу.
Главу-ж прильнувшу к телу здесь,
Хранит чудесно и до днесь».
Св. Василько или Василий, благоверный князь Ростовский, разделивший с великим князем Юрием подвиги на реке Сити, родился в 1209 году в Ростове. Отец его Константин Всеволодович, князь Ростовский, потом великий князь Владимирский, любил Господа, твёрдо помнил о вечности и был весьма образованный; он любил духовные беседы, прилежно читал книги, держал при себе людей учёных. У такого отца Василько мог получить лучшее воспитание и по уму, и по сердцу. В 1212 г. в Ростове совершены были постриги юного князя Василька, – в первый раз посажен он был на коня, чтобы учиться доблестям воина. В 1216 г. отец сел на столе великого князя во Владимире; юный Василько объявлен князем Ростовским, а брат его Всеволод князем Ярославским. Василько остался в Ростове без отца; но семилетнего князя хранил друг отцовского дома, духовник князя Константина, Пахомий, епископ Ростовский, пастырь, по отзыву летописи, искренний, бескорыстный, обличитель хищников и мздоимцев, щедрый, сострадательный и обогащённый книжным учением. К тому же заботливый отец по временам посылал доверенных умных бояр смотреть, как живут и учатся ли добру юные князья. Отец жил недолго. В духовном завещании своём он говорил детям: «любезные дети! живите в любви между собой, Бога бойтеся всею душою и заповеди Его соблюдайте во всём; живите, как жил я: нищих и вдовых не презирайте, не уклоняйтесь от церкви, уважайте иерейский и иноческий чин, слушайте книжное учение; будьте в любви между собой, и Бог мира будет с вами; слушайтесь старших, – они учат вас добру, а вы ещё молоды. Вижу, дети мои, что конец мой близок. – Поручаю вас Богу и Пречистой Богородице, и брату моему Георгию, который вам будет вместо меня». Добрый отец скончался 2 февраля 1219 г.; мать княгиня Анна Мстиславовна постриглась тогда же над гробом супруга и скончалась спустя два года. Юные князья остались сиротами. Но великий князь Георгий, которому поручены они отцом, был в полном смысле отцом для племянников и отцом лучшим: он то вызывал их к себе, то посылал смотреть за ними людей стоивших доверия.
Князь Василько скоро стал показывать делами своими, что он достоин был любви отца и дяди. – Он являлся для современников образцом лучшего князя и приводил их в восторг собою. Вот образ его, написанный современником: «красавец лицом, с очами светлыми и грозными, он был храбр, добр сердцем, ласков с боярами. Кто из бояр служил ему, кто ел хлеб его и пил из его чаши, тот не мог забыть его, не мог быть слугой другого князя; он очень любил служивших ему. В нём мужество соединено было с умом и правдивость с знанием. Он был во всём сведущ, на всё способен. Это был отец и кормитель сиротам, великое утешение печальным. Очи сердца его отверзты были Богом на весь церковный чин, и он был отцом для всех духовных и бедных.
В 1223 г. южные князья соединились для отражения татар, впервые появившихся в Русских пределах. На помощь к ним великий князь Владимирский послал князя Василька с его Ростовцами. Василько был уже в Чернигове, когда с скорбью услышал о жестоком поражении князей на реке Калке. Василько, говорит летопись, сохранён был Богом. Молодой, 15 лет, князь конечно жалел и о том, что не пришлось ему показать на деле пылкое мужество своё; но Бог хранил жизнь его, чтобы вера его росла с летами и возвысилась до готовности встретить смерть мученика. Послушный дяде-отцу князь Василько через год ходил вместе с ним на помощь князю Михаилу, которого несправедливо теснил Курский князь Олег. При участии митрополита князья помирились и могло ли это не радовать трёх князей – трёх будущих мучеников? В следующем году князь Георгий женил Василька на дочери князя Михаила – Марии. В 1228 г. мужественный Василько вместе с дядей совершил славные походы против языческой Мордвы. Брат Юрия Ярослав, уже не раз возмущавший братьев и сродников против Юрия, успел было и племянников – Василька и его брата – восстановить против Юрия; но Юрий пригласил всех во Владимир, племянники спешили явиться к нему, а за ними пришлось явиться и Ярославу, и после объяснений последовало весёлое примирение.
Когда Кирилл, первый сего имени Ростовский епископ, отказался от кафедры, Василько (1230 г.) послал к великому князю и Владимирскому епископу просить отпустить в Ростов для управления епархией игумена Владимирского Кирилла и принял его в Ростове с честью; он тогда же и избрал его и своим духовником. В том же году принимал он митрополита Кирилла в Ростове, а вслед затем избранный в епископа отправлен для посвящения в Киев, и потом новый епископ встречен был с торжественной радостью. Ещё благочестивый отец Василька заложил (1213 г.) огромный для того времени, каменный собор в Ростове. Набожный сын продолжал и окончил постройку его, щедрой рукой украсил его и за радостной встречей нового святителя последовало торжество освящения кафедрального одноглавого собора, в 14 день августа. Ростовский собор и ныне удивляет лёгкостью своей постройки при своей высоте: как видно, план его взят с Владимирского собора; но последний уступает ему в красоте и лёгкости. Это храм вполне достойный высокой чести своей – быть местом покоя великих чудотворцев Леонтия и Исаии, которых мощи перенесены в новый собор при освящении его. – Князь Василько наследовал после отца в числе других добродетелей и любовь к христианскому просвещению. Памятником тому служит уцелевшая до нашего времени книга с житием Нифонта Кипрского; писавший её, выражая признательность к покровительству князя учёным, говорит: «святии Апостоли, пророцы, мученицы, св. Нифонте! помозите моему господину Васильку». При нём и просвещённом епископе Кирилле в церкви Успения «левый клир гречески пояху, а правый – русски».
Наконец пришло время для христолюбивого князя показать славный подвиг любви своей к св. вере. Василько отважно бился с татарами на реке Сити. Когда Русское войско разбито было многочисленными полчищами, Василько был взят в плен. Торжествующие варвары повлекли князя за собой. Полчища Батыя волнами шли к Новгороду; но встретив физические препятствия, обратились на юг через Козельск. Потому первый стан Бурундая, которого шайками взят был Василько, был конечно невдали от Бежецка и Кашина. В летописях показывается он у Шеренского леса. Шеренский лес известен и ныне, в 25 верстах от Кашина и в 38 от Колязина. Здесь был Шеренский монастырь, конечно в память страдальческих подвигов князя-мученика, а ныне – село Ширинское, при реке Ширинке, в лесной стороне. Это место было и на дороге епископу Кириллу, возвращавшемуся с севера в Ростов и узнавшему о св. останках князя. Здесь-то христианский князь должен был вытерпеть последнюю борьбу с обаяниями славы и с смертью. Василько был князь величественный ростом, а мужество и твёрдость руки его испытали на себе варвары. Как не пожелать татарам, хотя бы для одного блеска, видеть в рядах своих такого князя? Они весьма старались убедить князя «пристать к их нечестивым обычаям и воевать с ними», убеждали вступить в их службу и жить, как они живут. Мужественный князь отверг предложение татар. Он не хотел прикоснуться к их пище и к питью, считая их то осквернёнными именем идолов, то нечистыми по их свойству. Напрасно обольщали его дружбой Батыя; напрасно хвалились военным счастьем своим. Он горячо любил свою отчизну и её веру. «Тёмное царство! отвечал христианский князь, не разлучить тебе меня со Христом моим. Моё несчастье тяжело; но оно спасительно мне. Что же ждёт тебя с твоим счастьем? Есть Бог, и тёмное царство погибнет, когда исполнится мера беззаконий его: взыщет Он кровь верных Своих». Татары скрежетали зубами от ярости, готовые напиться крови его. Изнурённый трудами, скорбью за отчизну и пыткой душевной, которую заставляли выдерживать враги, князь плакал, плакал особенно об ошибках прошлой жизни своей. «Господи! Ты знаешь все тайны сердца моего, все нечистоты его; от тайных моих очисть меня», так молился он вслух. В равнодушии гордого стоика нет величия; великая душа чувствует страдания, но торжествует над ними терпением, низводимым свыше её молитвой. Князь чувствовал свои страдания и желал избавиться их. Он молился за себя, потом за детей, за всех братьев христиан. Сила духа его росла с молитвой. Наконец он благодарил Бога, что в цвете лет (ему было 29 лет) умирает смертью достойной христианина, и память о нём не будет бесславной. Татары свирепо умертвили его и бросили в лесу Шеренском.
Страдальческое тело св. князя увидала в лесу женщина, сказала о нём Богобоязненному человеку, и его положили до времени в тайном месте. Когда же узнали о том Ростовский епископ и вдова княгиня, то привезли св. тело в Ростов и положили в соборном храме; от плача и рыдания не слышно было надгробного пения в храме, говорит современник.