Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление благов. князя Даниила Московского

 Преставление благов. князя Даниила Московского

Из четырёх сыновей св. князя Александра Невского только младший, Даниил, вполне усвоил себе христианское благочестие, наследственное в родстве Александра. И Господь, избрав для высокого назначения род Александра, избирает в этом роде только род Даниила быть властителем Русской земли: «его праведное семя возлюби Бог; благоволи царствовати в роды и роды».

Жизнь Даниила отличается печатью избрания Божия и верностью избранию... Двух лет остался он по смерти отца и никем не тревожимый достиг лет зрелых. На младенца князя никто не нападает, никто не берёт удела его, – а как часто бывало совсем иначе в те времена! Как часто в то время и взрослые князья лишались уделов, невольно уступая силе князей сильных!

«Возникшая в веке слез и бедствий» Москва была тогда мала; не велико было и княжество Московское. Окрепший Даниил увеличил Московское княжество, но не мерами неправды и насилия.

Неизбежно вовлекаемый в междоусобия князей, почти беспрерывные, Даниил вёл себя умеренно, берёг совесть. Раз видим его (1282 г.) с войском Московским на стороне брата Андрея, против старшего Димитрия; но при первой встрече вооружившиеся заключили мир и не лилась кровь. В другой раз, когда (1293 г.) волнуемый страстями Андрей привёл в Россию полчища татар, и они грабили города, Даниил дружелюбно впустил татар в свой город, не быв в состоянии защитить его от грабежа. Когда Андрей стал великим князем, открылись (1296 г.) ссоры между князьями удельными; но и Андрей признал тогда правоту Даниила, а епископы Владимирский Симеон и Сарский Измаил убедили прекратить ссору миром; когда же вслед затем Андрей хотел с войском своим завладеть Переяславлем, где не было князя, Даниил вместе с Тверским князем встретил Андрея с сильной ратью, – и после переговоров в другой раз заключён был мир. В 1301 г. был сейм князей в Дмитрове; Даниил окончил миром все счёты с Андреем и другими князьями, тогда как другие расстались, не окончив спора. За год перед тем Даниил ходил с войском к Переяславлю Рязанскому, где князь призвал к себе татар, или вернее татары своевольно хозяйничали от имени князя; Даниил разбил неприятелей, истребил множество татар, взял в плен князя Рязанского; это была первая победа Русских над татарами, – победа не громкая по себе, но замечательная, как первый порыв к свободе. Даниил, взяв в плен князя Рязанского, не отягчил его участи жестокостью, напротив ласково угощал его и содержал в почёте. Так Даниил во всех случаях старается гасить ссоры любовью; если берётся за оружие, то для того, чтобы грозой меча вразумить забывчивых. Довольный своим жребием, он не берёт чужого, не отнимает собственности братьев князей ни насилием, ни коварством. За то Господь Сам, помимо искательств, расширяет границы владений его. Иоанн Дмитриевич, князь Переяславский, племянник Даниила, кроткий, благочестивый, благотворитель нищих, всегда уважал и любил благочестивого дядю, старался быть близким к нему. Даниил платил племяннику любовью за любовь его: одинаковые по расположениям сердца близки друг другу. Бездетный Переяславский князь умирая передал (1302 г.) Переяславль завещанием Даниилу, но не Андрею, который считал себя наследником его и уже распоряжался в Переяславле через своих бояр. Область Переяславская вместе с Дмитровым была после Ростова первой, как по числу жителей, так и по крепости главного города: Переяславль обведён был глубоким рвом с водой, высоким валом, двойной стеной с 12 башнями. Это важное приобретение поставило владетеля Московского на степень князя весьма сильного; сын Даниила уже великий князь. Здесь начало соединению земли Русской в одну мощную державу! И это – плод благочестия христианского, не хлопотливого о земном, но которому достаётся земное счастье само собой! Князь Даниил, искренно благочестивый, построил на берегу р. Москвы храм в честь ангела своего пр. Даниила Столпника, и при нём монастырь. В 1303 г. он почувствовал себя тяжко больным, принял схиму и 4 марта скончался. По глубокому смирению он не хотел быть погребённым в храме, а на общем монастырском кладбище близ церкви.

Князь Иван Данилович, в 1332 г. построив близ дворца Спасский монастырь, поручил архимандриту сего монастыря заведовать и обителью Даниловой; но впоследствии монастырь блажен. князя Даниила упал и осталось только сельцо Даниловское. При вел. кн. Иоанне III одному придворному молодому человеку, проезжавшему мимо того места, явился некто неизвестный и сказал: «не бойся меня, – я христианин и господин сего места, имя моё Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня вел. князю Иоанну: «сам ты утешаешь себя, а меня забыл; но не забыл меня Бог». Великий князь установил петь соборные панихиды по родственниках – князьях, особенно же по кн. Данииле. При сыне его вел. кн. Василии князь Василий Шуйский, не смотря на предостережение, оказал неуважение к месту погребения блаженного князя Даниила, хотел с надгробного камня его сесть на лошадь; но тут же был наказан и после того часто ходил петь панихиды на гробе кн. Даниила. Во время царя Иоанна Васильевича при гробе Даниила исцелел сын Коломенского купца, бывший близким к смерти. Царь возобновил Данилов монастырь, построил каменный храм, – а собор пастырей установил каждый год совершать крестный ход в Данилову обитель. В 1652 г. августа 30 обретены нетленными мощи св. князя и ныне открыто почивают в храме обители его.

Примечания
1* Степ. кн. 1, 377.
2* Собр. л. 1,225. 227. IV, 45. 5.202. Ник. л. III, 74. 90. 94. 98. Пролог 4 марта.
3* Собр. л. IV, 45. 46. Никон. л. 3, 99–100. Степ. кн. 1, 377–381. Пролог 4 марта. Карамзин доверяет показанию Троицкой лет., которая говорит, что Даниил похоронен в храме св. Михаила (что после Архангельский собор Кремля) и не верит показанию степ. книги. Но сам же он находит целые четыре ошибки в словах той летописи о смерти Даниила (4, пр. 189). Храм арх. Михаила построен и освящён в 1333 году см. марта 14 о св. Феогносте.
4* Степ. кн. 1. 380. Летоп. у Карамз. 4, пр. 382. Надпись на гробе в ист. иер. 4, 6. Ркп. житие у Румянцева № 155. 371. У Ундольского (№ 300) житие и служба. – Послесловие последней: „стихиры и канон блаженному вел. князю Даниилу сотворены по благословению святейшего Иова патриарха, – труды инока Сергия честные обители Пресв. Троицы Данилова монастыря Переславля Залеского“. Служба св. князю Даниилу и его житие напеч. в Москве 1791 года.