Святых мучеников Тараха, Прова и Андроника
В самый разгар гонения на христиан в царствование Диоклитиана и Максимиана жестоко пострадали за исповедание Христа старец Тарах Римлянин, бывший воин, Пров – родом из Сиды Памфилийской, и молодой Андроник, сын Ефесского гражданина. В трёх частях сохранившихся мученических актов этих святых содержится описание трёх истязаний их (в Тарсе, в Мопсуестии и в Аназарве), составленное нотариусами (судейскими писцами) со слов мучеников и мучителей; оно было куплено христианами за 200 динариев у одного чиновника и тщательно переписано. Четвёртая часть актов, содержащая описание последних страданий мучеников и их погребения в Аназарве, составлена очевидцами их страданий и теми, которые предали их погребению: Макарием, Феликсом и Верием.
Жестоко избитый после того, как воспротивился принести жертву богам по принуждению анфипата Нумерия Максима, старец Тарах в цепях был заключён в темницу. Затем, потребованный к допросу Пров с такой же твёрдостью исповедал веру свою в истинного Бога.
– Неужели ты – так безумен, что предпочтёшь истязания милостям императора, которые предстоят тебе, если почтёшь тех богов, которым поклоняются сами императоры? – спросил Прова судья, указывая ему на выставленные орудия пытки.
– Не безумен я, но мудр и мужествен силой Господа во мне, – возразил Пров.
Судья велел предать его истязаниям. Спокойно выдерживал пытки мученик, взывая только: помоги мне, Господи!
– Где же твой помощник? – издевался мучитель.
– Он – со мной и помогает мне...
– Посмотри на себя: кровью твоей залита вся земля вокруг...
– Пусть льётся кровь... Я знаю одно: когда тело страдает ради Христа, то душа укрепляется и оживляется.
После многих истязаний и Пров был отведён в оковах в темницу.
Призвали Андроника. И он, не смотря на молодой возраст, пребыл твёрд до конца: не прельстился блестящими обещаниями, не устрашился никаких угроз. Выдержав истязания, был также брошен в темницу.
Истязания исповедников возобновлялись несколько раз. Судия угрожал им смертью.
– Безумен ты, угрожающий смертью рабам Господа, страдающим за Него... Умирают только те, которые творят зло, мы же оживём в вечном Царстве Отца, потому что Он – Воскресение наше... – возразили мученики, и продолжали непоколебимо терпеть разнообразные истязания: им выкололи глаза, отрубили уши, раны их опаляли огнём, сдирали с них кожу и, наконец, бросили на растерзание хищным зверям. Ко к удивлению многочисленной толпы, собравшейся на зрелище казни ненавистных христиан, звери не коснулись мучеников, хотя и растерзали мгновенно других, осуждённых на ту же казнь... Тогда анфипат Максим велел умертвить копьями Тараха, Прова и Андроника, и приставил воинов стеречь тела их, чтобы не могли их взять христиане. Однако не удалось ему лишить их этого утешения... Поднявшаяся к вечеру сильная буря разогнала сторожей, и христиане успели взять останки мучеников и предали их погребению в каменной пещере, и известили о них верующих в других городах.
«Измученич. актов Никиты Готфянина (15 сент. 372 г.) видно, что епископ Авксентий II, подписавшийся в 451 году на Халкидонском соборе, выстроил в Мопсуестии, своей кафедре, церковь этим мученикам и получил из Аназарва часть их мощей, послав в Аназарв часть мощей св. Никиты. – В 484 году Мартирий, патриарх Иерусалимский, при освящении храма в Евфимиевом монастыре, положил под престолом мощи этих трёх мучеников».