Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Страдание св. Максимилиана и Кирина, епископов Норичских

 Страдание св. Максимилиана и Кирина, епископов Норичских

Местом проповеднического служения святых Максимилиана и Кирина была Норика. Это была страна Славян – Норичей, получивших своё название от пребывания в горных норах, в пещерах и ущельях. «Норцы суть Словене», говорит и преп. Нестор. Норичи – часть Вендов, занимавших, под разными частными названиями, обширную страну между Адриатикой и Дунаем и от вершины Дуная далеко на запад. Имп. Август, покорив Норичей, построил в стране Норичей несколько крепостей, в том числе Лерх (Lavreacum). Ныне родина св. Максимилиана называется Краиной, как крайняя страна Славян, оттеснённых Немцами на юг. Ныне в Каринтии до 400,000 Вендов или Словенцев и до полутора миллиона Кроато-Сербов.

Блаж, Максимилиан родился в гор. Зелье (Celeius), при вершине р. Савы. – Сын богатых родителей, на 7 году имел наставником священника Орания (пахаря), человека образованного и искреннего христианина. На 19 году лишившись матери (отец его ещё за 6 лет перед тем умер мучеником при Декии), Максимилиан остался наследником богатого имения; но он раздал его бедным и, дав свободу рабам, предал всего себя на служение Господу.

Около 260 г. св. Максимилиан избран и посвящён был в епископа Норичского, для которого кафедра назначена была в г. Лерхе. – В этом звании он с полной ревностью трудился над распространением св. веры между Славянами. Он не только просвещал Евангельским учением родной свой край, но путешествовал на запад в нынешнюю Баварию, тогда населённую Славянами. Плодами трудов его пользовались целые века и после него. Здесь найден пергаменный сборник X века: в нём две исповеди и поучение Славянского языка, с отличиями Сербского наречия, писаны Латинскими буквами. Поучение то самое, которое читается в прологе под 25 апреля. Исповеди и поучение по содержанию назначены для новокрестившихся Славян. – Блаж. святитель с любовью заботился о возможном успокоении больных и бедных, особенно же тех, которые терпели гонение за св. веру от язычников. Когда имп. Нумериан объявил гонение на христиан, префект Норики своей жестокостью навёл ужас на христиан и не малое число их от страха приносили жертвы. – Святитель поспешил в родной свой край, чтобы присутствием своим и живым словом ободрить добрых родичей. Явясь к префекту, он в присутствии других сказал: «не для того ли ты прислан сюда, чтобы защищать страну от врагов? А ты оказываешься самым жестоким врагом». Префект смутился; потом с важностью сказал: «ведите почтенного в храм Марса, для принесения жертвы». Не заставили святителя поступить в оскорбление имени Христову никакие угрозы префекта. И префект приказал отсечь Максимилиану голову. Определение выполнено 12 октября 282 года.

Мученическая кончина святителя содействовала распространению христианства между Славянами на р. Саве и на берегу Адриатики. Вскоре после святителя (в 297 г.) в прибрежной Норике некоторые из воинов вытерпели самые жестокие мучения за св. веру.

Блаж. Иероним в своей хронике почтительно говорит о святителе и мученике Паннонском Кирине; Пруденций воспел его в стихах; третий древний учитель относит его к знаменитейшим свидетелям Христовым. О мученичестве его сохранилась и древняя запись.

Кафедра св. Кирина была на р. Саве в Сиске (Siscia), ныне торговом местечке, тогда как кафедра св. Максимилиана в Загребе.

Когда префект нижней Паннонии Максим поднял жестокое гонение против христиан, св. Кирин удалился из города своего. По приказанию префекта, долго искали его и, схватив, представили к начальнику. «Зачем ты бегал?» спросил Максим. «Напрасно думают, отвечал епископ, будто страх гонял меня; я исполнял волю Господа моего, Который сказал: когда гонят вас в одном городе, уходите в другой». «Кто это предписал?» спросил префект. «Христос, истинный Бог», отвечал Кирин. «А ты не знаешь того, говорил Максим, что указы императоров найдут тебя везде? Тот, Которого называешь ты Богом, не избавит тебя; вот ты теперь пойман». Кирин отвечал: «Он всегда с нами, где бы мы ни были, и Он может помочь, когда захочет. Он был со мной, – и теперь Он укрепляет меня». – «Ты уклоняешься от исполнения воли государей наших, говорил Максим; непослушание – преступное». Епископ отвечал: «не исполняю оттого, что та воля противна воле Божией; боги ваши – пустота; а Бог, Которому служу я, – на небе и на земле, Он выше всего и всё держит, всё Им создано и Им же сохраняется». – Максим сказал: «ты выжил из ума и бредишь; слушайся, иначе готовы муки и смерть». – Епископ отвечал: «напасти, которыми грозишь ты, считаю за славу, и обещаемая смерть даст мне жизнь вечную; поклоняюсь Богу моему и Ему приношу достойную жертву, но не земным царям». – Префект приказал жестоко бить его. Потом сказал, что, если Кирин послушается, признает могущество богов, которым подчинена Римская империя, предоставлена ему будет должность жреца в храме Юпитера; иначе отослан будет к префекту верхней Паннонии. Епископ отвечал: «я и без того истинный священник, приношу себя Богу моему». Максим велел держать его в темнице и в тяжёлых оковах.

В темнице святитель славил Господа за участь свою и молился. В полночь темница озарена была сильным светом. Начальник темницы Маркелл, увидав это, пал к ногам епископа и со слезами говорил: «помолись за меня Господу; верю, что нет другого Бога, кроме чтимого тобой». Блаженный епископ наставил его и запечатлел его именем Иисуса Христа. Спустя три дня Максим велел отправить Кирина к префекту первой Паннонии.

По всем городам Придунайским вели епископа в оковах. – Префект Паннонии возвращался из Чепрега (de civ. Scarabetensi) и ему представили Кирина; но он велел вести Кирина в Сабарию, где сам будет. Благочестивые жёны принесли тут епископу пищу и питьё; он благословил приношение за веру их, а они лобызали оковы его. Когда покушал он, стражи повели его в Сабарию (ныне Сарвар, при Рабе). Префект был в театре, когда представили ему Кирина. Прочитав уведомление, спросил он: «правда ли всё то?» Епископ отвечал: «в Сиске исповедал я Бога истинного; Ему всегда поклонялся и Его ношу в сердце; Он единственный истинный Бог, и от Него никто не отлучит меня». Префект употребил всё, чтобы поколебать твёрдость святого; говорил, что жалеет старость его и что не умно пренебрегать жизнью. Всё было напрасно. «Не похожу я на безумных, говорил исповедник; они, по желанию жизни отрекаясь от Бога, истинно умирают; а я, исповедуя, перехожу к вечной жизни; законы ваши не удовлетворяют меня, и я исполняю повеления Христа Бога моего, возвещённые для верных». Префект решил бросить Кирина в реку с камнем на шее. Когда он был брошен, то ещё долго оставался на поверхности воды, убеждал зрителей быть твёрдыми в вере и не страшиться ни мук, ни смерти; наконец, только по молитве его, волны скрыли его. Святой увенчался мученическим венцом в 309 г..

Мученическая кончина святителя Кирина, как и страдание св. Максимилиана, не только вызвали подражателей святому примеру между верующими, но содействовали распространению веры между Славянами на р. Саве и на берегу Адриатики: епископ Мурсы, что на р. Саве, защищал православие на Сердикском соборе 347 г.; епископ Ядрский с Адриатики был на Аквилейском соборе 381 года.

Примечания
1* Жизнь св. Максимилиана, описанная в XIII стол. Патавским пресвитером, изд. int. script. rerum austr. T. 1, и с объяснениями Ганзена: Germania sacra t. 1. Извлечения у Вейса: Leben d. Heiligen. В. 14, 546–559. Leben u. Werken d. Heiligen. B. 2. 427. Regensburg. 1840.
2* Варенфрид· Kaniolia Slavorum mater, Slavorum regio, quae Zellia vocatur. VI, 52. IV, 40.
3* Известия Страбона, Птоломея, Т. Ливия, Плиния – у Черткова: Фракийские племена в Италии, времени. 16 ч. 69–86 у Савельева в Славян. сборнике 122–135. Дионисий периэгет: «Норики, Панноны и Мизы, живущие на южной стороне Дуная, все происхождением Фраки, выходцы из северной Фракии; все берега Истры, по всему её течению, заселены одними Фраками». П. Григорий в 600 г. писал к Салонскому епископу: de Slavorum gente, quae vobis valde imminet, affligor et conturbor; affligor in his, quae iam in vobis patior; contristor, quia per Histriae aditum iam in Italiam intrare caeperunt. О хорутанских Славянах Шафарика древн. III, 83–110.
4* Weiss Leben d. Heiligen 14, 552.
5* Hauffler Sprachkarte d. Österreich. Monarchie, Pelth. 1846.
6* Часть поучения изд. Срезневским в древностях Прохорова 1864 г., стр. 124.
7* У Канизия Antiqu. lect. VI, 113 ed. Ingolst., в житии Руперта: «св. Максимилиан из Зелья – прекрасно управлял Лерхской церковью... Он пришёл на родину и здесь – лишается головы». В прибавлениях κ Усуардову мартирологу Гревенский мартиролог: «12 окт. Максимилиана Лерхского епископа и мученика, который при имп. Каре и Нумериане принял мученический венец... потом перенесённый Баварским графом в Потавию весьма чтится». Моланово издание: «в Зелье (Celenoe), что в Паннонии, Максимилиана, Лерхского епископа и исповедника; тело его перенёс в Лерх Руперт, баварский апостол (590 г.), построивший много церквей в честь его; наконец, в Потавию (на р. Драве) перенёс имп. Генрих 2» († 1024 г.). Patrol. 124, 569. 570.
8* Weiss Leben d. Heiligen VI, 140–144. Martyrol. Adonis, p. 260. Usuardi p. 19–22. (Lat. Patrol., t. 123, 124).
9* Записка о мученичестве св. Кирина изд. у Руинарта: Acta Martyrum Sinc. 3, 165–172. Weiss Leben d. Heiligen zu 4 Iuni.
10* В актах префект первой Паннонии Аманций. У Пруденция: Hic sub Galerio duce, qui tunc Illyricos sinus urgebat ditionibus. Так как Иллирия заключала под собой как верхнюю, так и нижнюю Паннонию, то Галерий был начальником и над Максимом; последний, не имея права на жизнь подсудимого, отсылает его к Галерию. Префект Иллирика назывался и Амавцием и Галерием: два имени одному лицу – обыкновенное дело.
11* Chronicon b. Hieronymi ad an. 310: «Кирин, Сисьский епископ, славно умирает за Христа. Ибо когда с жерновным камнем на шее брошен был в реку, то весьма долго плавает на поверхности, разговаривает с зрителями, чтобы не устрашались примером его, и едва молитвой достигает того, чтобы был погружён».
12* Проспер в хронике о св. Кирине: cum sociis gloriose pro Christo interficitur. – В Иеронимовом мартирологе в один день с св. Кирином in sabaria civitate Rustuli cum aliis duobus.
13* Wiltsch kirchl. Statist. 1, 42, 129. О состоянии православия и папизма в прибрежных городах Адриатики – «епархеа православна у Далмации» в Сербо-Далматинском магазине за лето 1850 г. Загреб, стр. 1–50.