Святого пророка Илии
Пророк Илия (3Цар.16:29, 17–19) родился в городе Фесвии Галаадской в колене Левиином, в племени Аарона, от отца именем Саваха. Святой Епифаний Кипрский сообщает о рождении Илии поучительное предание. Святитель говорит: «когда родился Илия, отец его Савах видел в видении, что мужи благообразные приветствовали его, пеленали огнём и питали пламенем огненным. Видение это он объявил в Иерусалиме священникам, которые ему сказали: «не бойся, сын твой будет жить во свете и судить Израильтян мечом и огнём». «Илия» значит «крепость Господня». По месту своего рождения он называется Фесвитянин; жил за 900 лет до Рождества Христова; был строгий подвижник и ревнитель веры в Бога истинного; пылал к Богу Божественным огнём любви, как Серафим. По наружности был муж космат и поясом длинным препоясан о чреслех своих (4 Цар. 1:8). Призванный возвещать людям волю Божию при Ахааве, царе Израильском, бывшем в супружестве с язычницей Иезавелью, во дни грубого идолопоклонства, введённого в царстве Израильском Иеровоамом и усиленного Ахаавом, Илия с дерзновением молил Бога обратить прельщённых идолослужением на путь истинного благочестия, и ожесточённых побудить к покаянию гневом небесным. Именем Божиим Илия объявил Ахааву о наказании его и народа трёхлетним бездождием и голодом. Молитвой пророка заключилось небо, и три лета шесть месяцев ни одной капли дождя и росы не пало на землю (Иак. 5:17–18). Последовали засуха и голод, и исполнилось слово пророка Моисея на непокорного Израиля: будет небо над главой твоей медяно, и земля под тобой железна (Втор28:23). Сохраняя Илию от убийственных рук Иезавели, Господь, во время бедствия, послал обличителя нечестия в сокровенное место, а, чтобы избавить его от голода, постигшего землю Израилеву, дал ему для пития воду потока Хорафа, и чтобы внушить пламенному ревнителю благочестия сострадание к людям, томящимся от голода и жажды, повелел хищным птицам питать его. Через год поток иссох от сильного зноя, и Господь послал Илию в Сарепту Сидонскую к бедной вдовице, дабы он видел ближе бедствие, тяготеющее над богатыми, а тем более над бедными, и вместе веру многих из них в Бога истинного, и умерял свою пламенную ревность. Бедная вдова, имея горсть муки и немного елея, составлявшие единственный дневной запас для неё и детей её, не пожалела отдать ему и последнее, в надежде на Бога, исполняющего алчущих благами (Лк. 1:53). Действительно, по Божественному слову пророка, и последний малый запас муки и масла служил около двух лет неистощимой и достаточной пищей для пророка, вдовы и её семейства. В награду за пропитание пророка она удостоилась знамения особенного благоволения Божия. У неё умер сын; Илия молитвой, троекратным на него дуновением и призыванием всемогущего Господа жизни: Господи Боже мой, да возвратится душа отрочища сего в он, воскресил умершего. Жена совершенно уразумела, яко Илия человек Божий и глагол Господень во устах его истинен. После трёх лет бездождия и голода, когда сам Ахаав преклонился к покаянию и искал пророка, пророк явился к царю, и для довершения обращения его и народа его к Богу единому истинному от богов ложных, которые подвергли царство Израильское трёхлетнему и тяжкому бедствию, Илия побудил царя собрать на гору Кармил старейшин Израиля и жрецов Ваала и Астарты. Собрался многочисленный народ и жрецы; ревнитель Божий обличил Ахаава и народ в идолослужении и, чтобы очевиднее показать, сколь ничтожны боги языческие и всемогущ Бог истинный, изведший Израиля из Египта, Илия молился Господу послушать его огнём, и своею дивной молитвой свёл с неба огонь на приготовленную жертву, после того как жрецы Ваала долго и напрасно умоляли его послать огонь на жертву их. Столь ясно видя всемогущество Бога истинного, все люди, бывшие на Кармиле, пали на землю и исповедали: воистину, Господь Бог, Той есть Бог. Народ, по повелению Илии, схватил и убил жрецов, как обманщиков. По слову и молитве пророка отверзлось небо и дождь напоил жаждущую землю. Ахаав познал своё заблуждение.
Иезавель негодовала на пророка Божия за убиение жрецов её и грозила умертвить его. Илия скорбел духом о бессилии своём истребить идолопоклонство и просил себе смерти. Ангел Господень повелел Илии удалиться в Аравию на гору Хорив, где он сподобился беседовать с Богом и получить от Него утешение. Илия скорбел и говорил: ревнуя поревновах по Господе о Бозе Вседержителе, яко оставиша завет Твой сынове Израилевы олтари Твоя раскопаша, пророки Твоя избиша оружием, и остах аз един, и ищут души моея изъяти ю. На другой день Господь воззывает Илию на гору и, после грозных явлений бури, землетрясения и пламени, в коих Господь не явил Себя, являет, и Илия ощущает присутствие Господа во гласе хлада тонка. Сим знамением Милосердый поучает пламенеющего ревностью по Боге пророка человеколюбию и снисхождению и внушает ему, что не весь ещё Израиль отступил от Бога; ещё 7,000 мужей не преклонили колен Ваалу.
Впрочем, Бог внял желанию пророка Своего и повелел ему избрать преемником себе в деле пророческого служения – Елисея. Елисей возделывал землю, Илия пришёл к нему и поверг на него милоть свою; и остави Елисей волы, и тече вслед Илии и служаше ему. Ахааву, павшему в новые и тяжкие преступления, Илия по внушению Божию грозно возвестил о близкой погибели его, Иезавели и всего дома его. Ахаав плакал о грехах своих, облёкся во вретище, постился и хождаше скорбен. Бог возвестил Илии о кающемся Ахааве: сего ради не наведу зла во днех его: но во днех сына его наведу зло на дом его (3Цар. XXI).
Внутренний огонь св. ревности к Богу в Илии явлен был ещё неоднократно, посредством видимого огня небесного, который, по слову пророка, дважды сходил и истреблял войнов, коих Охозия, сын и преемник Ахаавов на царстве и в идолопоклонстве, посылал взять Илию (4Цар. I). Наконец на огненной колеснице Илия вознесён, подобно Еноху, живой на небо. Елисей зряше и вопияше: отче, отче, колесница Израилева и конница его – помощь и защиша Израиля! и не увиде его ктому. И взя милоть Илиину Елисей падшую к верху его (4 Цар. 2:11–12), и получил сугубую благодать от Бога. По выражению Церкви, Илия «с плотию сый бессмертен уверяет мертвых востание». Через 7 лет по взятии Илии на небо он ревность свою по Боге явил и с небес; от него прииде к Иораму царю Иудейскому писание обличения □ и наказания за идолослужение (2 Пар. 21:12–20).
К пророку Илии, – столь ревностному проповеднику правды Божией и столь высокому орудию благодати, люди во все времена имели великое уважение и благоговение. Современники пророка, ясно видя в нём благодать Божию, называли его человеком Божиим (3 Цар. 17:18), во устех которого глагол Господень истинен (3 Цар. 17:24); в знак особенного благоговения к нему повергались перед ним на землю (3 Цар. 18:7; 4 Цар. 1:13); исповедали перед ним великую благодать Святого Духа, живущую и действующую в нём (3 Цар. 18:12; 4 Цар. 2:15–16). Сирах пишет о великом пророке: «востал Илия пророк, как огонь, и слово его, как свеща, горело. Он навёл на них глад, и ревностью своею умалил их. Словом Господним заключил небо и свёл трижды огонь с неба. Как ты прославился, Илия, своими чудесами, и кто сравнится с тобою в славе! Ты воздвигнул мёртвого от смерти и из ада, словом Вышнего. Ты низвёл царей в пагубу, и знаменитых с ложа их. Ты слышал на Синае обличение и на Хориве суд отмщения. Ты помазал царей для воздаяния и пророков преемниками по себе. Ты вознесён вихрем огненным на колеснице с огненными конями. Ты предопределён в обличительных пророчествах на времена будущие утишить гнев Божий при его воспламенении, обратить сердце отца к сыну, и восстановить колена Иаковлевы. Блаженны те, кои увидят тебя и украсятся любовью» (Сир. 48:1–11). Составитель первой книги Маккавейской с похвалой упоминает между прочими знаменитыми и благочестивыми мужами Ветхого Завета и о пророке Илии: Илия егда возревнова ревностью закона, взяся даже на небо (1Макк.2:58).
Во время земной жизни Иисуса Христа Иудеи, взирая на великие чудеса Его, считали Его за пророка Илию (Мф. 16:14). В день преображения Господня Илия, как представитель пророков, во свете явился с Моисеем на горе и беседовал с Господом. Апостол Пётр, бывший очевидцем преображения Господня, желал между прочим сотворить едину сень и Илии. От времён Апостольских почитание пророка Илии продолжается в Церкви Христовой и даже вне её непрерывно. В III веке преп. Харитон на месте пустынного пребывания пр. Илии основал обитель Илиотов. В IV столетии, в день пророка Илии св. Амвросий Медиоланский, Августин и Златоуст говорили поучения, которые показывают, что праздник сему пророку в IV веке совершаем был в разных Церквах христианских. Св. Иоанн Златоуст, беседуя во храме св. мучеников в день пророка Илии, между прочим произнёс об нём: «множество времени не затмило его памяти, как и следовало. Такова добродетель». Даже и доселе, слишком через 2780 лет, благоговейные предания не затмились о пророке Илии; – доселе Палестинские предания с благоговением указывают места, освящённые стопами ног великого пророка Божия. В XI веке Иоанн, архиепископ Евхаитский, и позднее иеромонах Пахомий Логофет на день пророка Илии написали многие песнопения, доныне поемые Церковью в этот день.
Св. пророка Илию почитают даже Монголы – Буряты Забайкальские. День пр. Илии чтут Татары и в этот день не работают.
В песнопениях своих Церковь называет Илию пророком и провидцем великих дел Божиих, Ангелом во плоти, основанием пророков, предтечей второго пришествия Христова, и празднует ему, как «вещанием некогда уставившему водоточные облаки», в самое жаркое время года, когда для произращающей земли особенно нужны дожди, прося его молить о нас единого Человеколюбца, дабы не отяготели над страной нашей бездождие и голод, как древле постигли царство Израильское, по слову пророка Илии. Издревле в нашем отечестве в день пророка Илии во многих местах совершают крестные ходы и молебствия по полям для освящения их и для умилостивления Господа молитвами пророка Илии, который во дни своей земной жизни постоянно ходил с силой своей проповеди и чудес.
* * *
Память св. Илии, патриарха Иерусалимского, и Флавиана, патриарха Антиохийского. Об них смотри 1 апреля, в житии Марии Египетской.