Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление преп. Аврамия Чухломского (Галичского)

 Преставление преп. Аврамия Чухломского Галичского

Преп. Аврамий с молодых лет возлюбил Господа и был пострижен в иночество преп. Сергием; в его обители он сперва выполнял послушания в хлебне и поварне, потом носил дрова и воду для братии; после долгого искуса, как укрепившийся в духовной жизни, он удостоен был сана священства, но испросил у преп. Сергия дозволение провести несколько времени в совершенном безмолвии. Потом, стремясь к высшему духовному совершенству, по благословению Сергия удалился он в дикую тогда страну Галичскую и здесь стал подвизаться.

В одно время молился он под горой и услышал голос: «Аврамий, взойди на гору, там икона Богоматери». Он взошёл на гору и увидел в ярком свете икону, стоящую на дереве. Он поставил здесь келью. Сухой хлеб утолял голод его и чистая вода источника прохлаждала жажду. Поселянин неожиданно нашёл пустынника под горой и по просьбе его обещался тайно приносить ему по одному хлебцу в неделю. Потом о дивном пустыннике и его чудной иконе услыхал Галичский князь Димитрий Феодорович и едва упросил преподобного посетить Галич. Преподобный достиг Галича озером и встречен был духовенством и народом при входе в город, там, где ныне Староторжский Николаевский девичий монастырь; – набожный князь встретил св. икону в Спасском храме; здесь преподобный отпел молебен Богоматери с водоосвящением, и многие больные получили исцеление. Набожный князь доставил преподобному средства основать на месте явления св. иконы храм и обитель в честь успения Богоматери. И озеро, на берегу которого поселился отшельник Аврамий, называется Чухломским или Чудским, и та возвышенность, на которой провёл он последние свои годы, называется по памятникам «Чудским городком». – Это уже показывает, с какими людьми пришлось иметь дело преп. Аврамию. – Чудь Галичской страны хотя уже знакома была с христианством, но поверхностно и слабо; обычаи и нравы были грубы, язычество ещё жило в сердцах и открывалось в делах; волхвы давней старины ещё более значили для многих, чем чистая святая вера. Так говорит о Галичской Чуди и житие пр. Аврамия. И так была нужда явить славу христианства и особенным чудом и особенным подвижником. Преподобный боролся в Чудской стороне и с нуждами обители и с Чудской грубостью. Он часто собирал к себе суеверов и убеждал их расстаться с суевериями, указывая на чудеса христианства; а ещё чаще молился он за них перед иконой Богоматери. И не бесплодны были труды его. Те, которые получали исцеление от иконы Богоматери, и сами искренно убеждались в превосходстве св. веры и других убеждали в том же. Успенская обитель процвела и стала многолюдной; преподобный назначил ей в настоятеля ученика своего Порфирия, а сам удалился в пустыню.

За 30 вёрст от Успенской обители, на берегу небольшого озера, нашёл он красивое место и стал здесь подвизаться отшельнически. Спустя несколько времени ученики узнали о месте, куда скрылся любимый учитель, и пришли умолять его, чтобы возвратился к ним в обитель. Преподобный согласился только на то, чтобы остались при нём некоторые из учеников. Для них построил он храм в честь положения пояса Богоматери; с помощью набожных людей вскоре устроилась здесь общежительная обитель. Она называлась великой пустыней Аврамиевой.

Убегая многолюдства, Аврамий удалился на р. Вочу. – Ученики нашли его здесь и стали ставить около его хижины кельи. Любящий отец благословил им построить храм в честь собора Богоматери. Образовалась и здесь обитель, для которой Аврамий назначил в игумена ученика своего иеромонаха Пафнутия.

Преподобный ещё раз скрылся от учеников своих. В 13 верстах от Вочской обители он нашёл себе такое место, где пребывание его более, чем где-нибудь, могло иметь последствия благодетельные. Он поселился под горой, на которой был «Чудский городок»; это было гнездо старого Чудского суеверия; здесь нужно было много света и силы небесной, чтобы рассеять остававшийся мрак язычества. Когда собрались сюда ревнители духовной жизни, Аврамий с любовью основал на Чудском городке храм в честь покрова Богоматери; сам на старческих плечах своих носил землю для укрепления крутого берега и ревностно трудился вместе с учениками при устроении обители. Скоро в новой Покровской обители оказалось до 100 человек братии. Чудное действие производит на сердца община подвижников благочестия. «Бедный, посетив обитель иноков, говорит святой Златоуст, идёт из монастыря с утешением для бедности; посещает иноков богатый и возвращается от них лучшим, с здравыми понятиями о вещах; когда приходит к ним облечённый саном, пропадает здесь вся надменность; здесь и волков обращают в агнцев; если загорелось в ком желание вести подобную прекрасную жизнь, – пока горячо в тебе это желание, спеши к ангелам и разгоришься ещё более». Таково было значение Аврамия в Чудской стороне! Он сам жил уединённо под горой; но сюда приходили к нему ученики для исповедания помыслов своих; сюда же приходили и окрестные жители и получали полезные наставления. Чухломская страна чтила его, как своего просветителя. За год до кончины передал он управление обителью ученику своему Иннокентию и остальное время проводил в совершенном безмолвии. Причастившись св. Таин, он мирно почил 20 июля 1375 года. Мощи его почивают под спудом, в приделе храма, посвящённом его имени.

Примечания
1* Ркп. житие пр. Аврамия – в июльской минее Сергиевой лавры № 5, в импер. б-ке № 710. Сочинитель жития говорит: «иноцы тоя обители принесоша мало нечто написано о житии преп. Аврамия, ветхо и издрано, аз же едва прочтох»; далее: «случися мне грешному Протасию быти в той обители и видящу чудеса. Пребывшу в монастыри том три лета, содержа жезл паствы». Итак, сочинитель игумен Чухломский Протасий. Едва ли это не тот же игумен Протасий, который в 1546 г. открывал мощи пр. Павла Обнорского и оставил записку о пр. Павле. См. окт. 7 д.
2* Ркп. житие: «бе же тогда в Галиче содержай град и землю Галичскую благов. князь Дмитрий Феодорович, внук благ. кн. Василия Константиновича, а Константин – четвёртый сын в. кн. Ярослава Всеволодовича» Далее сказано, что в. кн. Димитрий Иоаннович выгнал кн. Дмитрия Феодоровича из Галича и отдал Галич сыну своему кн. Юрию. См. родосл. книгу в времен. Моск. общ. ист. X, 73. 74.
3* Ркп. житие Аврамия, слава Богоматери ПИ, 37. 38. Μ. 1853 г.
4* Ист. ак. I, 98. В Солигалицком летописце Воскресенского монастыря Чухломское озеро называется Чудским. Ж. м. внутр. д., ч. 22, стр. 5. 6
5* По описи 1662 г., за Успенским Аврамиевым монастырём 310 дворов поселян.
6* По описи 1662 г., за великой пустыней Аврамиевой 82 двора.
7* Бес. на Еванг. Матфея, бес. 8. 9. 4, бес. 68. § 3. 4, бес. 69 § 3. 4.
8* Ист. иер. 3, 748. Сведен. о монаст. 159. 162; ркп. святцы: «пр. Аврамий игумен Городецкий, иже на Чухломе озере, Галичский чудотворец, ученик Сергиев, преставися в л. 6883 (1375) мес. июля в 20 д.». Тот же год кончины – и в житии пр. Аврамия, по списку импер. б-ки. – По переписи 1662 г., за Городецким Аврамиевым Покровским монастырём – 310 дворов.