Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Святого Анастасия Синаита

Источником великого подвижничества свят. Анастасия Синаита является христианское воспитание, полученное среди благочестивой семьи. Запав глубоко в душу дитяти, оно сказалось в юноше определённым стремлением посвятить себя на служение Богу, вследствие чего Анастасий и поступил в монастырь. Посетив однажды Синайскую гору для поклонения св. местам, узнав великих подвижников Синайских, Анастасий так пленился здешней иноческой жизнью, что пожелал остаться здесь навсегда и предался с усердием подвижнической жизни по примеру прославивших до него своей жизнью обитель Синайскую. Таким образом достиг он звания пресвитера и игумена горы Синайской.

Между тем, в это время, когда по причине Евтихианской ереси и разных выделившихся из неё сект, в православной Церкви происходили большие смущения, побуждаемый пламенной любовью к истине, Анастасий не ограничился подвижничеством в пустыне, но, глубоко зная св. Писание и писания св. отцов, решился выступить на защиту Православия. Он несколько раз покидал своё любимое уединение на Синае и путешествовал по Сирии, Палестине и Египту – с целью борьбы с еретиками. Беседами с ними частными и прениями при многочисленном стечении народа Анастасий вразумительно действовал на них и, присоединяя к проповеди своей чудотворения (однажды во время засухи молитвами своими испросил спасительный дождь), он многих из еретиков обратил в православие.

Св. Анастасий скончался в глубокой старости (около 686 г.). Он был известен многими сочинениями, в которых видна его большая начитанность и знание отцов Церкви.

Верования Анастасия выражаются между прочим в следующих словах из «Слова» его на неделю Фомы: «видевшие Христа во плоти считали Его за пророка, а мы хотя и не видели Его телесными очами, но, когда ещё были отроками и детьми, познали в Нём Бога, научились исповедовать Его Владыкой вселенной, Творцом веков, сиянием Славы Отчей. Святое же Евангелие Его слушаем с такой верой, как бы видим Самого Христа. Когда же видим на иконе изображение только Божественного подобия Его, как Самого Его, призирающего на нас с неба, чтим, поклоняемся и припадаем».

И ещё в своём догматико-полемическом сочинении «Путеводитель» так, между прочим, говорит Анастасий: «преподавая ученикам на Тайной Вечери животворящий хлеб, Христос сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. Подобно и чашу по вечери даде им, глаголя: сия есть Кровь Моя (Мф.26). Не сказал: сие есть образ Тела и Крови Моей. И в других местах говорит Христос: ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный» (Ин.6).

Для поверхностного хотя ознакомления с содержанием поучительных писаний Анастасия, можно предложить хотя немногие мысли из них:

«Примеры Авраама, Иова и Давида, которые имели жён, детей и богатства и, следовательно, были обременены множеством забот, отнимают у людей мирских предлог к нерадению о своём спасении».

«Время смерти скрыто от нас по действию Промысла, потому что, если бы мы знали о нём, то до последних дней стали бы отлагать попечение о своём спасении».

«Нельзя быть истинным христианином без веры и добрых дел, но и их недостаточно для того, чтобы сделать человека совершенным христианином, а необходимо ещё, чтобы их сопровождало смирение».

«Для принесения истинного покаяния в грехах недостаточно удерживаться от них впоследствии, но нужно понести наказание за прошедшие грехи и заставить служить правде то, что служило в нас нечистоте».

«Хорошо открывать свои недостатки людям духовным; нужно при этом, чтобы они имели мудрость и знание, чтобы не повредили нам или излишней кротостью, или излишней строгостью».

(См. «Истор. Уч. об отц. Церкви» Фил. Черниг. и «Твор. св. отц.» 1857, кн. 4).

Примечания
1* Составившемся частью из посланий к разным лицам, писанных в разрешение возражений, предлагавшихся со стороны севериан и акефалитов, и почитающемся одним из лучших сочинений против евтихианства.