Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Память о свв. Ветране и Феотиме, епископах Малой Скифии (Добруджи, Добрича)

 Память о свв. Ветране и Феотиме, епископах Малой Скифии Добруджи, Добрича

Созомен, описывая бедственное время арианина Валента, говорит: «где церквами управляли люди мужественные, там только народ не изменял прежних своих мыслей. В самом деле по такой именно причине и Скифы остались, как передают, с той же верой (православной). Этот народ имеет много городов, селений и крепостей». По словам Плиния, страна, которой владели Скифы – земледельцы, простираясь от устьев Дуная к Фракии, заключала в себе «прекраснейшие города – Петрополь (Дунавец), Томи (ныне Кюстенджи), Каллатис, Дионисиополь, прежде называвшийся Кроны». Эта равнина в средние времена называлась Добричь , а ныне Добруджа. «Метрополия Скифов, продолжает Созомен, – Томи, город обширный и богатый, лежащий у моря, на левой стороне для въезжающего в Чёрное море. Там и доныне хранится обычай древний, чтобы всеми церквами этого народа управлял один епископ. В описываемое время правил Ветран. Царь Валент прибыл в Томи. Придя в церковь, по обыкновению своему начал убеждать Ветрана вступить в общение с арианами; Ветран, мужественно и смело высказав государю мысли свои в пользу учения Никейских отцов, оставил его и перешёл в другую церковь, а за ним последовал и народ; а народу было почти весь город, – сошлись, отчасти чтобы видеть царя, а отчасти в ожидании каких-либо новостей. Оставшись один с своей свитой, Валент сильно раздражён был тем, считая то за намеренное оскорбление. Он велел арестовать Ветрана и сослать в ссылку. Потом однако вскоре позволил ему возвратиться. Ибо, когда узнал, что Скифы ропщут за изгнание своего епископа, то стал опасаться, как бы не затеяли чего. Он знал, что и этот народ мужественен и по местному положению нужен для империи, потому что охранял её от пограничных варваров. Итак, Ветран в этом случае явился выше усилий государя. По свидетельству самих Скифов, он был муж вообще добрый и отличался святостью жизни».

Феодорит кратко, но ещё с большим одушевлением, говорит о блаж. архипастыре Скифском; он пишет: «и Вретанион, сиявший всякой добродетелью и властью архипастыря правивший городами всей Скифии, воспламенял свой дух ревностью и обличал в порче догматов и в беззаконии по отношению к святым. Он с Богодухновенным Давидом говорил: глаголах о свидениях твоих пред цари и не стыдяхся» (Исх. 18:46).

Св. Ветран, и в сане епископа носивший Славянское имя, скончался, вероятно, на другом году после победы своей над Валентом († 377 г.), так как на 2, Вселенском Соборе в 381 г. находился уже преемник его – Томский епископ Геронтий , за которым следовал св. Феотим, «родом Скиф», по словам Грека, или что тоже Славянин.

В 392 г. Феотим уже известен был Иерониму и как писатель и как епископ. Когда в 399 г. св. Златоуст рассматривал на соборе дело о Ефесском епископе, то на этом соборе вместе с другими епископами присутствовал и Феотим из Скифии и Фракии». В 402 г., когда Епифаний настоятельно требовал от св. Златоуста и других произнести осуждение на Оригена, «Скифский епископ Феотим даже явно порицал Епифания; неблагочестиво оскорблять, говорил он, давно скончавшегося, восставать против суда древних и отвергнуть одобренное ими. Он вынес одно из сочинений Оригена, прочитал его и, показав, что прочитанное полезно церквам, прибавил: те, которые осуждают эти книги, поносят и то, о чём здесь говорится».

Феотим был святителем чудным и по просвещению, и по высокой жизни, и по пастырской деятельности, и по чудесам.

Довольно трудов требовала от него и собственная его Славянская епархия, весьма обширная. На другом (на левом) берегу Дуная кочевали тогда Гунны, подчинившие себе живших там Славян. Феотим простёр силу веры и любви и на дикие племена; путешествовал в стране занятой ими с проповедью Евангельской и молитвой побеждал дикость их; привыкших к грабежам старался смягчать любовью благотворительной, угощал и ласкал их подарками. Сила чудес, совершенных им о имени Господа Иисуса, до того поражала племена грубые, что они называли Феотима богом Римским. Историк пишет: «в то же время (во время Златоуста) Церковью Томиса и прочей Скифии управлял Феотим, родом Скиф, человек воспитанный в любомудрии, которого Придунайские варвары Гунны, дивясь его добродетели, называли богом Римским, потому что и в самом деле видели от него опыты дел Божественных. Рассказывают, например, что однажды он путешествовал по тамошней стране варваров и встретил нескольких туземцев, шедших в Томис. Бывшие с ним стали плакать, полагая, что будут убиты. Но он, сошедши с лошади, начал молиться, и – варвары миновали их, не заметив ни его самого, ни его спутников, ни лошадей, с которых они сошли. Так как жители той страны (Гунны) своими частыми набегами разоряли Скифов (Славян), то этих зверообразных людей Феотим приучил к кротости, – угощая их и по-дружески предлагая им подарки. Один варвар, предполагая, что он богат, решился хитростью захватить его в плен. С этою целью приготовил он аркан. Опершись на щит, как обыкновенно делывал, стоял он и разговаривал с неприятелями. Потом, подняв правую руку, хотел забросить на него верёвку, чтобы тащить его к себе и к единоплеменникам; но во время этого действия рука его осталась протянутой в воздухе и не прежде освободилась от невидимых уз, как когда Феотим, по просьбе других, помолился за варвара Богу. Говорят, что этот епископ постоянно носил длинные волосы, с тех пор как начал прилежно изучать любомудрие. Он держался простого образа жизни, вкушал пищу не в одно и то же время, но когда чувствовал голод или жажду».

Блаж. Иероним писал: «Феотим, Скифский епископ Том, издал в разговорах, по образцам древнего красноречия, краткие и прекрасные трактаты и, как слышу, пишет и другие сочинения». Леонтий, живший недолго после Феотима, выписывал краткие места из двух сочинений его – из сочинения «об учении Спасителя» и из другого – «против идолов». Св. Дамаскин поместил в свои параллели несколько мест – из последнего сочинения и из трёх других: «на бытие», на толкования слов: «аще принесеши дар твой ко олтарю», и из слова: «о посте».

Блаженный Феотим блаженно почил, вероятно, не позже 412 года, и память его по Римскому мартирологу чтится 20 апреля.

Примечания
1* Церк. Ист. 6, 21.
2* Lib. 4. с. 11.
3* У Халкондилы: „Владислав (ок. 1444 г.), – вышедши из Трансильвании, перешёл Дунай, перевёл все войска свои в страну царскую и расположился лагерем в Добродичии, приморской стране Болгаров“, и пр. ed. Nigbur р. 326.
4* Ист. Церк. 4, 35.
5* Никиф. Каллиста Ист. 12, 13. Факунд lib. 4, р. 34.
6* Созомена Ист. 7, 28. Никита Хоният: „Русь, которую и Скифами называют“. Лев диакон: „Тавро-Скифы, которых общий язык обыкновенно называет Русью“. Сл. янв. 20.
7* De vir. illustr. 131.
8* Палладий о жизни Златоуста стр., 123.
9* Созомена Ист. Церк. 8, 14. Сократа Ист. 6, 12.
10* По Нестору, издавна жили по Богу Дулебы, по Днестру до Дуная и моря Угличи и Тиверцы; там великая Скифия Греков. Лаврен., стр. 7.
11* Соэомена Церк. Ист. 7, 26.
12* De vir. illustr. 131.
13* Места напеч. Майем in collect. vet. auct. 7, 99. 107.
14* Parallela p. 640, 675. 694. 785.
15* Под определением 431 г. подписался Тимофей, Томский епископ.
16* Acta sanet, ad 20 april. Как память св. Феотима по Римскому мартирологу показана апр. 20, так в том же мартирологе память св. Ветрана показана янв. 25. О последнем: Tomis in Scythia s. Bretannionis episcopi, qui mira sanctitate et zelo catholicoe fidei sub Valente imp. ariano, cui fortiter restitit, in ecclesia floruit. О Феотиме: Tomis in Scythia s. Theotimi episcopi, quem ob insignem eius sanctitatem et miracula etiam infideles et barbari venerati sunt.