Св. священномученика Дионисия, еп. Александрийского
Дионисий родился в г. Александрии от родителей – язычников; обращён в христианство уже в зрелых годах, под влиянием Оригена, к которому он был всегда сердечно расположен. Впрочем, сам Дионисий говорит о себе, что «обратился ко Христу путём свободного исследования, беспристрастно испытывая учения человеческие». Став после Оригена наставником в Александрийском огласительном училище, а по смерти Иеракла (пам. 15-го окт.) епископом Александрийским (в 247 г.), Дионисий, по-прежнему, читал и исследовал сочинения еретиков и отвергал их системы не прежде, как по личному убеждению дознавал их несостоятельность.
Такое произвольное отношение Дионисия к подобному предмету приводило в сомнение одного пресвитера, который поэтому и предупреждал его, что близкое знакомство с еретическими книгами, доставляя случай осваиваться с ложными понятиями, может вредно отразиться на своём собственном образе мыслей. Как бы в разрешение этого вопроса Дионисий имел видение, в котором ему было возвещено, что он может читать еретические книги, как способный обсуживать подобные предметы; при этом ему указано было и на то, что, и первоначально действуя таким образом, он приобрёл случай к обращению.
– «Я принял душой это видение, – говорит Дионисий, – как согласное с Апостольским изречением, относящимся к сильным: умейте всегда находить свою выгоду, или умейте отличать настоящую монету от подложной».
Во время жестокого гонения от Декия Дионисий уже был взят на мучение, но чудным промыслом Божиим был освобождён из рук гонителей и, защищённый сначала тайной убежища, а потом отосланный в Мареотскую пустыню, он три года пробыл хотя и в отдалении от паствы, но управлял ею через послания и через доверенных пресвитеров, управлял ею всегда неизменно в духе кротости и умеренности, но с твёрдостью вёл борьбу с еретическими учениями, которые раздирали тогда Церковь. – К Новациану, внёсшему новый раскол, Дионисий писал: – «не менее славно умереть ради того, чтобы только не раздирать Церкви, как и ради того, чтобы не принести жертвы идолам. По моему суждению первое даже выше, потому что в последнем случае умирают ради спасения своей души, а там – ради блага целой Церкви».
В 261 г., при Галлиене, Дионисий возвратился в Александрию. Здесь ожидали его новые и великие труды и скорби: сначала в городе открылось кровавое междоусобие, затем последовал голод, за голодом – опустошительная моровая болезнь. Это всё были как бы личные бедствия для любвеобильного и великодушного христианского пастыря, и он расточал свои попечения и заботливость безразлично о верующих и об язычниках и к тому же возбуждал и других христиан. В одном из писем Дионисия изображена дивная картина деятельности христиан во время общественного бедствия, поразившего город: – «многие из братьев наших, – пишет он, – по сильной любви, оставя заботу о своей жизни, а заботясь друг о друге, смело посещают больных, служат им постоянно, врачуют о Христе; добровольно они умерли вместе с ними, принимая на себя страдания их, как бы привлекая к себе болезнь и охотно стирая с них язвы. Многие из тех, которые так пеклись о больных и возвратили им здоровье, сами умерли... Так пять лучших братий наших, в том числе – диаконы и пресвитеры, и самые знаменитые из народа искали себе смерти, и этот род смерти по благочестию и твёрдости веры – никак не ниже мученичества. Они брали руками своими и на свои колена тела святых, закрывали им глаза и уста, несли их на своих плечах, обмывали их и одевали в одеяния... А язычники совсем иначе поступали. Вот что значит христианство».
До конца бодрый духом, Дионисий, хотя и ослабевший телесными силами к концу 17-ти-летнего управления паствой, продолжал неутомимо защищать Церковь против раздирающих её ересей и много содействовал водворению мира в ней; действовал постоянно в духе любви и многих успел привести к единению церковному.
В 264 г. приглашали его на собор Антиохийский против Павла Самосатского, но, чувствуя себя уже очень слабым, он только письменно доставил своё мнение против Павла и вскоре после того скончался – в 265 г.
Дионисий, известный в Церковной Истории под именем Великого, оставил после себя многие сочинения, в которых между прочим изложены современные ему бедствия, благочиние церковное и изъяснение св. Писания. – В одном из догматических его сочинений о природе Дионисий почерпает доказательства зависимости мира от всеблагого Бога из устройства мира и человека: – «когда строится дом и город, – рассуждает он, – то камни не ложатся сами в основание и не летят вверх на стены, но зодчий кладёт их – каждый на своё место... Когда говорят, что из атомов составилось прекраснейшее целое и устроилось ими без намерений и мысли: как можно слушать их? Атомы неустроенные не далеко ли ниже паука, когда тот делает дело своё так старательно? Как равнодушно слышать, будто этот дом, состоящий из земли и неба, по свыше-умному устройству, называемый космос (мир), получил свой порядок и устройство от атомов, носящихся без порядка, и сам порядок будто изменился в мире? Кто допустит, что постоянные эти движения и перевороты произошли из какого-то беспутного ношения? Кто согласится, что совершеннейшая гармония небес образовалась из инструментов вовсе не мусикийских и нестройных?»