Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Св. праведного Авраама праотца и Лота, племянника его

Св. праведного Авраама праотца и Лота, племянника его

«Авраам – великий отец множества народов, и не было подобного ему в славе», – говорит Иисус, сын Сирахов (Сир. 44:19), и продолжает: «он сохранил закон Всевышнего и был в завете с Ним, а на своей плоти утвердил завет, и в испытании оказался верным. Поэтому Господь с клятвой обещал ему, что в семени его благословятся все народы, обещал умножить его, как прах земли, и возвысить семя его, как звёзды, и дать им наследство от моря до моря и от реки до края земли. – И Исааку ради Авраама, отца его, Он также подтвердил благословение всех людей и завет. И оно же почило на голове Иакова. Он ущедрил его Своими благословениями и дал ему в наследие землю» ... (Сир. 44:20–26).

Прославляя Авраама, ветхозаветный «премудрый» Иисус сын Сирахов ещё не мог измерить всего значения Авраама, как «отца верующих», которое могло проявиться только в течении многих грядущих веков, когда успело выразиться и оправдаться во всей полноте и значение веры в человечестве, и то, к чему она его уже привела, и, по Высшему обетованию, должна окончательно привести, – и что составляет единственное спасение мира.

По миновании почти четырёх тысячелетий с тех пор, как жил Авраам, можно уже ясно видеть теперь значение его веры, за которую избрал его Бог, чтобы сделать родоначальником потомства, из которого должен был произойти Сам Спаситель мира и все спасшиеся по образцу своего родоначальника Авраама верой в Него.

Вера ветхозаветного избранника Божьего Авраама, которая по силе своей вменена была даже ему в праведность, за которую чествует его и Новозаветная Церковь, обнаружилась последовательно в следующих обстоятельствах его жизни: – когда идолопоклонство и нечестие в то время, как жил Авраам, распространились в таких широких размерах, что угрожали совсем заглушить веру в истинного Бога и таким образом прервать единственную связь человечества с Божеством, тогда Авраам один сохранил ту веру в Единого невидимого Бога, которая заменяла ветхозаветному человечеству веру в Бога воплотившегося, которой одной спасается новозаветный народ. – И видя веру Авраама, Бог избрал и отделил его от своего племени и повелел ему идти в чужую, неизвестную землю, обещав ему при этом произвести от него многочисленное потомство и благословенную землю ту предоставить в наследие ему.

И, не усомнился 75-ти-летний старец в возвещённом ему, оставил своё отечество (город Ур в Халдее или Месопотамии) и переселился в землю Ханаанскую, указанную ему Богом, с женой своей Саррой и племянником Лотом. Здесь, окружённый со всех сторон идолопоклонниками, продолжал свято хранить веру свою в истинного Бога, и сам был чудно храним Богом тот, кто «верою повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошёл, не зная, куда идёт, – и верою обитал на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах..., ибо он ожидал города, имеющего основания, которого художник и строитель – Бог» ... (Посл. к Евр. 11:8–10).

С верою принял Авраам обещание Божие, что родится у него сын от престарелой жены его Сарры; и когда явившийся Аврааму Господь, «выведя его из палатки, сказал ему: посмотри на небо и сосчитай звёзды, если ты можешь счесть их, – и сказал ему: столько будет у тебя потомков, то Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:5–6).

Долго не исполнялось это обещание, долго испытывалась вера Авраамова, но он не поколебался в ней, и вот, снова Господь посетил Авраама, явился ему у дубравы Мамре в виде трёх странников однажды, когда столетний старец «сидел при входе в шатёр свой во время зноя дневного», и подтвердил ему обещание, что у него родится сын, от которого произойдёт «народ великий и сильный, в котором благословятся все народы земные» (Быт. 18:18). – «И сверх надежды поверил Авраам с надеждой: не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл твёрд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силён и исполнить обещанное. Потому и вменилось ему в праведность» (Посл. к Рим. 4:18–22).

Но крепчайшему из всех людей в вере предстояло и испытание тягчайшее, единственное от начала и до конца существования людей на земле, за то и послужившее прообразованием иной жертвы – не человеческой, а Божественной...

Когда наконец последовало долго, но с непоколебимой верой, ожидаемое исполнение Божьего обещания: родился наследник Авраама – сын Исаак, и возрос он, и довалось сердце отца, видящего в сыне своём сосуд обетоаний и благословений Божественных из рода в род, то, да искусил Господь верность раба Своего последним испытанием: – «Бог сказал Аврааму: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака, и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.

Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собой двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения я, встав, пошёл на место, о котором сказал ему Бог.

На третий день Авраам возвёл очи свои и увидел то место издалека. – И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом; а я и сын пойдём туда и поклонимся, и возвратимся к вам. – И взял Авраам дрова для всесожжения и возложил на Исаака, сына своего; взял огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой, – И шли далее, оба вместе. – И пришли на место, о котором сказал Аврааму Бог, и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простёр Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего...

Но ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.

И возвёл Авраам очи свои и увидел: и вот назади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошёл, взял овна и принёс его во всесожжение вместо Исаака, сына своего.

И вторично воззвал к Аврааму ангел с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что так как ты сделал сие дело и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня: то Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твоё, как звёзды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.

И возвратился Авраам к отрокам своим, и встали, и пошли вместе в Вирсавию: и жил Авраам в Вирсавии» (Быт. 22:1–19).

Об этом же свидетельствует новозаветное Писание: «верою Авраам, будучи искушаем, принёс в жертву Исаака; и имея обетование, принёс единородного, о котором было сказано: в Исааке наречётся тебе семя. Ибо он думал, что Бог силён и из мёртвых воскресить. Почему и получил его в предзнаменование» (Посл. к Евр. 11:17–19).

«Познайте же, что верующие суть сыны Авраама, – говорит св. Апостол Павел в послании своём к Галатам, – и Писание, провидя, что Бог верою оправдывает язычников, предвозвестило Аврааму, что в нём благословятся все народы. И так верующие благословляются с верным Авраамом» (Гал. 3:9).

Вот в чём великое, несравненное и вечное значение веры Авраама: он был сосудом и образцом веры в истинного Бога, сохранившим её для потомства из рода в род. В вере Авраама, привлёкшей Божественные благословения и обетования и открывшей путь к вере в пришедшего в мир по обетованию Христа – пример той незыблемой веры в Бога, соединённой с послушанием, т. е. деятельным применением её, без которой не могло бы совершиться спасение всего человеческого рода.

Вследствие таких высоких качеств, за которые Бог возлюбил Авраама и называет Себя Богом Авраама, а в св. Писании называется он «другом Божиим», как ветхозаветные потомки его и даже сами святые перед Богом Моисей и Давид призывали Авраама в ходатаи перед Богом, так и Новозаветная Церковь взывает к Богу о помиловании ради возлюбленного Им праотца Авраама. Сам Иисус Христос в Своей притче о богаче и Лазаре указывает на Авраама, как на обитателя блаженного жилища в Царствии Небесном (Лк. 16:19–31).

О племяннике Авраама Лоте, который последовал за дядей своим в неизвестную обетованную страну и сохранил своё благочестие, несмотря на то, что жил в погибающей от разврата Содомской стране, известно ещё из свящ. Пис., что Господь не оставил уповающего на Него и вывел Лота с семьёй его невредимыми из Содома, когда были попалены огнём и серой нечестивые города, на месте которых образовалось серное озеро, названное впоследствии Мёртвым морем...

«Праведного Лота, – свидетельствует св. Апостол Пётр (2 Пет. 2:7–8), – утомлённого обращением между людьми неистово-развратными, избавил Господь, ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» ...

Указывая на спасение Лота в то время, как были обречены на истребление Содомские и Гоморрские города за крайнее нечестие обитавших в них, св. Ап. Пётр поясняет, что «конечно знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» ... (2 Пет. 2:9).