Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Св. Апостола и Евангелиста Луки

Св. Апостола и Евангелиста Луки

Св. Апостол и Евангелист Лука, из лика 70 Апостолов, родился в Антиохии от родителей язычников. Есть предание, что он ещё в юности хорошо образован был в науках Греческих. В писаниях его Греческий язык отличается и особенной чистотой, и правильностью. Но мудрость языческая не удовлетворила его желаниям, и он присоединился к Иудейской Церкви, о чём можно заключать и из писаний его, в которых видно точное знание писателем закона Моисеева и обычаев Иудейских. Находясь в Иерусалиме, Лука услышал проповедь Господа Иисуса Христа. Семя спасительного слова Божия пало на сердце его, как на добрую землю: он уверовал в Господа, сделался последователем Его и был причтён к лику семидесяти Апостолов, об избрании которых сам он повествует в своём Евангелии (Лк. 10:1–16). Во время страданий Господа, когда, после поражения Пастыря, рассыпались овцы стада, и св. Лука оставил Господа, хотя в сердце не изгладились совершенно ни вера в Него, ни любовь к Нему; когда разнеслась весть о воскресении Господа, состояние духа св. Луки было такое же, как и прочих Апостолов: он не веровал от радости и чудился. Из такого смутного состояния вывел его Сам Господь, явившись ему в первый же день Своего воскресения, в вечеру, когда он шёл вместе с Клеопой из Иерусалима в Еммаус, сказавши има от всех писаний, яже о Нем, качен от Моисея и от всех пророк. Господь благоволил потом открыться им в преломлении хлеба, и затем снова явился им в кругу всех Апостолов, когда они, возвратившись в Иерусалим, рассказывали другим ученикам о явлении им Господа (Лк. 24:13–31). Удостоверившись сам в воскресении Иисуса Христа и в том, что точно есть хотяй избавити Израиля, св. Лука по вознесении Господа сделался и для других проповедником Его.

По обращении св. Апостола Павла, св. Лука был неотлучным его спутником и общником всех болезней и трудов его во благовестии Христове. С ним он проходил неоднократно области Малой Азии и Греции; с ним был в Иерусалиме; при нём находился в Риме во время первых и вторых его уз и не отходил от него до самой кончины его, как видно это из Деяний Апостольских и из многих мест посланий св. Апостола Павла (Деян. 16:10 и дал. до конца книги; Кол. 4:14; Фил. 1:23). Лука един есть со мною (2 Тим. 4:10), писал Апостол Павел к Тимофею.

Через 15 лет по вознесении Господа и спустя около 48 лет по Рождестве Христове, после уже Матфея в Марка, св. Лука написал в странах Ахаи и Беотии, т. е. Греции, на Греческом языке Евангелие своё, якоже предаша ему, иже исперва самовидцы и слуги бывшии словесе (Лк. 1:2), и изложил в своём Евангелии учение, проповеданное Апостолом Павлом (1 Кор. 15:1–3) об Иисусе Христе, Богочеловеке. Кроме внутренних признаков Божественного своего происхождения, какие имеют все священные книги, Евангелие от Луки, по сказанию древних писателей, имеет свидетельство и внешнего одобрения от св. Апостола Павла, который в своём послании к Коринфянам говорит о св. Луке: егоже похвала во Евангелии по всем церквам (2 Кор. 8:18). Также, когда повествует, что (Христос) явился Кифе, потом двенадцати, и говорит: по благовествованию, еже приясте (1Кор.15:1, 3), разумеет Евангелие Луки. Евангелие от Луки полнее других Евангелий. Порядок событий, описанных в нём, ближе к хронологическому порядку, нежели у первых двух Евангелистов. Будучи в Риме около 59 года по Рождестве Христове, святой Лука, по повелению Апостола Павла, изложил также книгу Деяний Апостольских, в которой, говорит св. Златоуст, «преимущественно описываются деяния Павла, более всех потрудившегося, потому что составителем этой книги был его ученик, блаженный Лука, которого добродетель можно видеть как из многого другого, так в особенности из того, что он неразлучно был с учителем и постоянно за ним следовал. Если же кто спросит: почему же Лука не всё описал, оставаясь с Павлом до конца, то я отвечу, что и этого довольно для тех, которые хотят быть внимательными, что (Апостолы) всегда заняты были делами нужнейшими, и что главная забота их состояла не в том, чтобы писать книги, так как они многое сообщили и посредством неписанного предания». Евангелие и книгу Деяний он написал одному благочестивому и знаменитому христианину Феофилу, по мнению некоторых – начальнику Ахаии, на Греческом языке.

По сказанию предания, св. Лука проповедал веру Христову и в Греции. В Солуни он поставлен был епископом сего города Македонии. Св. Златоуст пишет об Апостоле Луке, что «он удостоен был рукоположения. Ибо Апостол Павел свидетельствует об нём, что он освящён (χειροτονηθεις) от церквей с нами ходити со благодатию сею, служимою нами (2 Кор. 8:19). Совершая служение Апостола, Евангелиста и епископа, врачуя души людей, св. Лука врачевал и телесные недуги: св. Апостол Павел называет его врачом (Кол. 4:14). По свидетельству предания, св. Лука занимался и живописью: им написаны иконы Божией Матери, которым Она сообщила особенную благодать, и иконы св. Апостолов Петра и Павла.

Истину своего благовестия Лука запечатлел мученической смертью за Иисуса Христа, по мнению иных в Ефесе, где и погребён. По иному же сказанию, св. Лука окончил свои Апостольские труды в городе Фивах, или Патрах, городе Ахаии, около 84 лет от рождения, быв повешен, по недостатку креста, на оливковом дереве. Тело его при императоре Константине в 360 году перенесено из Ахаии в Константинополь в церковь Петра и Павла вместе с мощами Апостолов Андрея и Тимофея. Филосторгий пишет о перенесении мощей св. Евангелиста Луки: «когда приплыли люди, вёзшие гроб, в котором лежал Лука, и когда этот гроб несли с моря во храм, Анатолий евнух с усердием подошёл и, сколько было в нём сил (он был болен), помогал несущим. В это время вдруг прекратилась его болезнь».

В IV веке о праздновании Апостолу и Евангелисту Луке свидетельствует св. Григорий Назианзен в слове своём против Юлиана. В V веке Анатолий Константинопольский, Лев Магистр – написали некоторые песнопения в честь Евангелиста Луки, возносимые ныне прав. Церковью в день его памяти. Церковь в своих песнопениях между прочим прославляет св. Луку, как Евангелиста и писателя Деяний Апостольских и как врача.