Празднование Курской иконы Богородицы
Один из жителей Рыльска, ходя по лесу в 1295 году 8 сентября, для охоты по берегу реки Тускари, увидел при корне дерева образ, обращенный ликом к земле; поднял икону и увидел, что это образ Знамения Богоматери. Когда образ поднят был, из земли открылся источник воды на том месте, где лежала икона. Слух о явлении иконы достиг Рыльского князя Василия Шемяки. Икона, по распоряжению его, перенесена был в Рыльск и благоговейно встречена народом. Сам князь при сретении святыни не присутствовал и во время сретения объят был слепотой. Он сознал свою вину, принес покаяние и моление перед явленной иконой и вновь получил зрение. В благодарность за сие благодеяние он соорудил в городе Рыльске во имя Рождества Богоматери церковь, в которой и была поставлена явленная и чудотворная икона, и установлен праздник явления Курской иконы 8 сентября. Но она чудесно возвратилась на место явления своего, где построена была для нее часовня, и пребывала в ней 302 года. Эта часовня при нашествии татар в 1385 году сожжена, доска иконы была расколота и разметана. Но впоследствии икона явилась невредима. Слава о чудотворной иконе Курской достигла до столицы и в 1597 году святыня перенесена была в Москву. Здесь ее встретили с великим торжеством царь Федор Иоанович, духовные, бояре и народ. В Москве поставили ее п сребро-позолоченную раму и присовокупили, по подобию иконы Софии – Премудрости Божией, изображение на ней Господа Саваофа сверху, а по сторонам и внизу изображения пророков. Царица Ирина Федоровна украсила икону драгоценными камнями. Впрочем, в том же году икона была возвращена на место явления ее, и здесь по усердию Феодора Иоановича основаны манастырь или пустынь и церковь во имя Рождества Богородицы. От явления иконы при корне дерева икона часто называется Коренской, а сама пустынь известна под именем Коренной. При нашествии крымских хищников на южные пределы России, св. икона перенесена была из пустыни в Куркс, а в Коренной пустыни поставлен список с нее. Борис Федорович, благоговея к святыне, защищавшей Курск от голода, бывшего при нем, принес ей от своего усердия много пожертвований. Даже самозванец, по вторжении в Путивль, желая мнимым благочестием привлечь к себе православных, повелел перенести в стан свой Курскую икону и, по сказанию современного повествования, молился перед ней. Тогда она вторично посетила первопрестольную Москву и осталась в царских чертогах. В 1612 году курские граждане видели особенную помощь Божьей Матери надо своим городом, когда поляки со многочисленным войском осаждали город в этом году.
При самом начале некоторые видели над стенами города жену с двумя светлыми иноками, осеняющую город. В это время жители Курска неоднократно совершали крестные хождения вокруг города и произнесли обет, если Бог поможет им освободиться от осады, воздвигнуть среди города монастырь в честь Богоматери и поставить в нем чудотворную Ее икону по возвращении ее из Москвы. Неприятели скоро отступили от города с великой потерей. Исполняя обет свой, жители Курска, в благодарность Заступнице, построили в Курске во имя Пресвятой Богородицы иконы Знамения монастырь. В 1615 году, по прошению Курских граждан и по повелению царя Михаила Феодоровича, чудотворная икона Курская возвращена из Москвы в Курск и поставлена в соборном храме. В 1618 году курские граждане просили о дозволении перенести икону из собора в монастырь, куда она по дозволению Михаила Феодоровича и перенесена и где доселе пребывает и посему называется Курской.
В 1676 году св. икона поднимаема была на Дон для благословения храбрых и благочестивых донцев. В 1684 г. от государей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей прислан был в Коренной монастырь список с чудотворной иконы Знамения Пресв. Богородицы в сребро-позолоченном окладе, с повелением носить сей список в походах православных воинов. В 1689 г., по грамоте тех же царей, с чудотворной Курской иконы снят был новый список для полков, отправлявшихся в поход. И в достопамятный 1812 год Курское градское общество и прав. Воинство возлагали упование свое на Пресв. Деву. По усердию своему к отечеству, Курские граждане послали в действующую армию к князю Кутузову-Смоленскому в позолоченной ризе список с чудотворной Курской иконы для благословения и ободрения подвизающихся за веру и отечество. Князь, в письме своем от 20 сентября того же года на имя Курского градского головы, изъявил гражданам свою признательность, с уверением, что город Курск есть и будет всегда в безопасности.
В воспоминание перенесения Курской иконы из Москвы в Курске и первоначального появления образа, ежегодно с 1618 года после праздника Пасхи, в пятницу девятой седмицы, этот образ препровождаем бывает, с крестным ходом, из Курска на место явления его – в Коренную пустынь, и остается там до 13-го сентября. «Нельзя не заметить, говорит один очевидец, что, при совершении крестного хода с чудотворной Курской иконой в Коренную пустынь, богомольцы сопровождают ее в таком количестве, что подобного стечения народа не встретит не только в России, но и во всей Европе. На лицах всех, сопровождающих шествие иконы, выражается благоговейное умиление, а в сердцах чистая преданность к святыне».