Празднество Почаевской иконе Богородицы
Об этой иконе сохраняются следующие предания. В 1595 году греческий митрополит Неофит, путешествовавший в России, в благодарность за оказанное ему гостеприимство, благословил одну из благочестивых и страннолюбивых жен привезенной им из Константинополя иконой Пресвятой Богородицы. Пребывая в доме той, которая благословлена иконой, эта святыня сначала немногим известна была. Но Богу угодно было прославить ее. Она неоднократно являлась в лучезарном свете жившим в доме Гойской и ей самой во сне, но Анна не верила ни другим, ни снам своим. Случилось, что она увидела Богоматерь в сиянии света уже не во сне, а на яву, и с той поры стала более оказывать благоговения к иконе Богоматери; приказала теплить неугасаемую лампаду и молилась перед иконой.
Прошло немного времени, и от иконы Богоматери стали истекать чудеса. Анна удивлялась благодати от иконы Богоматери. Но когда брат ее, слепец от рождения, подведенный к иконе и как бы вдохновенный свыше озарившей его благодатью, в умилении сердца, со слезами и молитвой подвергся перед иконой, получил зрение, – Анна, видя столько великую благодать Пречистой Девы, являемую от Ее образа, в 1597 году с торжеством препроводила сей образ, по совету и согласию духовных и мирских лиц, в Почаевскую обитель, находящуюся в Волынской губернии в местечке Почаев. С тех пор икона известна под именем Почаевской. Между многими чудесами от Почаевской иконы Богоматери, особенно было чудесное избавление Почаевской обители в 1675 году в 20 день июля заступлением Богородицы от турок, которые приступили уже к монастырским стенам. Православные иноки, возлагая надежду свою на помощь Пресвятой Девы, всю ночь молились и пели перед чудотворной иконой Богородицы акафист, и когда возгласили: «Взбранной Воеводе», в эту минуту Божия Матерь явилась в светлой одежде, окруженная ангелами, имеющими обнаженные мечи, с белоблещущим омофором, знамением Своего всегдашнего предстательства и заступления. На неверных напал внезапный страх, который обратил всех их в бегство. В 1770 году, года Почаевской обителью уже владели униаты, учреждена была особая комиссия для достовернейшего исследования преданий о чудотворной иконе Богородицы. Собранные комиссией сведения утверждены свидетельством епископов. Из сих сведений, подтвержденных собственноручной подписью многих лиц, видно, что на поклонение Почаевской иконе Божьей Матери приходили и исцеление от нее получали не только православные и бывшие униаты, но и христиане исповедания латинского и лютеранского и даже евреи, кои по исцелении принимали христианскую веру.
В 1831 г., по возвращении Почаевского монастыря православном ведомству, он наименован Успенской Почаевской лаврой. И ныне православные христиане питают к Почаевской иконе Богоматери великое благоговение. На поклонение к ней притекают богомальцы из отдаленных мест России, даже из Архангельской губернии и Сибири, и богомольцев всегда много в обители Почаевской.