Рождество Пресвятой Богородицы
Господь, восхотевший родиться на земле, как человек совершенный, для спасения мира, прежде уготовал среди его Свою Пречистую Матерь.
Она родилась в уничиженном у иудеев Галилейском городе Назарете, от праведных родителей Иоакима и Анны, имена которых сохранило предание. Епифаний говорит: «Иоаким значит приготовление для Господа, ибо от Иоакима приготовился храм Господень, т.е. Пресвятая Дева Мария; Анна – благодать, потому что Иоаким и Анна получили благодать через зачатие от них благословенной Девы». По отцу Дева Мария происходила от рода царского – по матери от архиерейского, и таким образом «Она венчана славой и честью; славой – как от корня царского прозябшая, частью – яко от архиерейского племени израстшая». Дева Мария была единственная дочь Иоакима и Анны, рожденная ими в старости, по их усердным молитвам, по обетованию и благословению Божию. «Пресв. Дева, говорит Иероним, названа Марией, ибо так назвал Ее ангел, предвозвестивший родителям о Ее рождении». «Мария или Мариам с еврейского языка, говорит св. Епифаний, значит: Госпожа и надежда. Ибо Она имела родить Господа, Который есть чаяние языков». Мария, сделавшись Матерью Творца, говорит св. Дамаскин, действительно стала Госпожой всех тварей.
В воспоминание Рождества Пресв. Богородицы издревле установлен Церковью праздник. Указание на него можно находить в IV веке, в котором равноапостольная Елена, как пишут путешественники, основываясь на Палестинских преданиях, соорудила храм в честь и память рождения Матери Божией. Указание можно находить также в писаниях св. Иоанна Златоустого, св. Прокла, Епифания и Августина. В V веке о празднике Рождества Богородицы упоминается в служебнике (сакраментарии) Геласия, и в этом же веке Анатолий, епископ Константинопольский, написал на день Рождества Богородицы некоторые стихиры, ныне поемые Церковью в этот день. В VI веке о праздновании Рождества Богородицы упоминает св. Григорий Двоеслов в своем саркаментарии. В этом же веке Стефан Святогородский, в VII веке св. Андрей Критский, Сергий, патриарх Константинопольский, в VIII – св. Иоанн Дамаскин, Герман, патриарх Константинопольский, в IX веке Иосиф Студит – прославили событие Рождества Богородицы многими песнопениями, коими и ныне Церковь воспевает рождшуюся Пресв. Деву. Так с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит пречистое рождество Марии Богоневесты!»
Праздник Рождества Пресв. Богородицы есть великий, двунадесятый, вселенский, сообразно важности события в домостроительстве нашего спасения. Празднуя Рождеству Богородицы, Церковь и св. отцы прославляют высшую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством, в лице предъизбранной Девы, рожденной по обетованию Божию, «мановением всех Создателя». «Днесь плод раждати благодать начинает, являющи миру Божию Матерь», воспевает Церковь при богослужении. «Днесь всемирные радости провозвещение, днесь возвеяша ветры, спасения провозвестницы. Иоаким и Анна поношения безчадства свободистася во св. рождестве Пречистой дщери своей. Раждается Мати живота, тму разрешающи, – Адамово обновление, и Евино воззвание, и нетления источник: Еяже ради мы обожихомся, и от смерти изобавлени быхом. Раждается Матерь Божия, и мир с Нею обновляется, Церковь в свое благолепие украшается». Св. Андрей Критский в слове на день Рождества Пресв. Богородицы говорит: «настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь уготовляется в новое Божественное жилище Творцу». По словам св. Иоанна Дамаскина, «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицей весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы применилась в радость. Дева Мария родилась от неплодной, потому что чудесами должно было предуготовить путь к единственной новости под солнцем, главнейшему из чудес, и постоянно восходит от меньшего к большему».
Праздник Рождества Богородицы, в пределах предпразднества и попразднества продолжается 6 дней, с 7 до 12 сентября.