Св. праведных Захарии и Елизаветы, родителей Иоанна Предтечи
Праведные Захария и Елизавета, жена его из рода Ааронова, сестра Анны, матери Пресвятой Девы Марии, жили во дни Ирода, царя Иудейского. Оба они были праведны перед Богом, ходяща во всех заповедях и оправданиях Господних беспорочна. Захария был первосвященник и пророк. Хотя евангелист Лука называет его иереем (Лк. 1:5–9); но иереем в св. Писании часто называется и архиерей (Лев.2. Исх. 35:19. Деян. 5:24).
Первосвященником же и великим архиереем называют Захарию Дионисий Ареопагит, св. Златоуст, Феодорит, Димитрий митрополит и св. Церковь в службе на Введение Богородицы.
Захария, по выражению церковной песни, был «зритель тайных». При торжественном событии введения Девы Марии он, по Божию научению, ввел Ее во святая святых. Плодом супружеской праведности Захирии и Елисаветы был честный и славный пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, о котором, как Предтече Господа, Захария пророчествовал (Лк. 1:56–67). Св. Захария был свидетелем Евангельской истины по воплощении Сына Божия. Когда Пресвятая Дева, в 40 день по рождении Спасителя, пришла в храм Божий для очищения законного, то, по сказанию предания, Захария принял Ее с Предвечным Младенцем и поставил в храме на месте, назначенном для дев. Книжники негодовали; но Захария исповедал, что Дева сия хотя и стала Матерью, но не перестала быть и чистой Девой.
Скрывая и спасая сына своего младенца Иоанна от смерти, на которую осудил младенцев Вифлеемских Ирод, царь Иудейский, опасаясь Младенца Христа, чтобы Сей Богомладенец царского рода не отнял у него царства, Захария, сын Варахин, по повелению Ирода, сам убит был мечем, между церковью и алтарем (Мф. 23:35). Прав. Церковь в своих песнопениях и сказаниях, называя Захарию, сына Варахиина, убиенного между церковью и алтарем, отцем Предтечи, основывается на древнем предании Церкви первенствующей. Так передают Ориген, св. Петр Александрийский, св. Григорий Нисский в слове на Рождество Христово, Кирилл Александрийский и другие. Св. Петр, архиепископ Александрийский и священномученик, живший в конце III и в начале IV христианского века и написавший правила, принятые Церковью в руководство, в 13 правиле своем об убиении Захарии между церковью и алтарем говорит: «кровожадный Ирод видел, яко поруган бысть от волхвов, разневася зело и послав изби вся дети, сущия в Вифлееме, и во всех пределах его, от двою лету и нижайше по времени, еже известно испыта от волхвов (Мф.2:12, 16). Искав купно с ними убити и иное отроча, рожденное прежде Его, и не нашедши, убил он отца его – Захарию между церковью и алтарем, тогда как младенец удалился с матерью Елизаветой». День св. праведных Захарии и Елизаветы празднуется Церковью с древних времен. В IV веке в этот день св. Иоанн Златоуст говорил поучения.
Чтением Апостольским Церковь проповедует о непреложности обетований Божиих, данных Аврааму и потомкам его, к коим принадлежат Захария и Елисавета (Евр. 6:13–20); а Евангельским благовествует об убиении Захарии между церковью и алтарем (Мф. 23:29–39).