Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление преподобного Никандра Псковского

В погосте Видельбе Псковского уезда в 1507 г. родился у благочестивых поселян сын Никон; в доме родителя обучился он чтению, чтобы понимать книги, указывающие путь к небу; с юности был богобоязнен и посещал храм Божий. Пример старшего брата, принявшего монашеств и именем Арсения, и слава недавно почивших преподобных Саввы и Евфросина, возбуждали в юной душе решимость отказаться от дозволенных утешений жизни и служить единому Господу. По смерти отца семнадцатилетний Никон убедил мать раздать имение частью храмам, частью бедным, и удалиться в обитель молитвы. Сам он обошел иноческие обители Псковские для назидания своего. Заметив в себе недостаточное умение читать полезные книги, он поступил для работы в дом одного набожного псковского жителя, а тот отдал его для обучения опытному книжному учителю, и Никон приобрел «разумение писаний».

Услышав о пустынном месте на реке Демьянке, между Псковом и Порховом, решился он удалиться туда на безмолвие. Блаженный Николай, встретив его на дороге, сказал ему, что ожидают его горечи; но это не остановило его, также и дикость пустынного места не изменила намерения его. И теперь с трудом достигают Никандровой обители по болотистому грунту, покрытому лесом. Что же было тут в XVI веке?.. Поставив себе хижину на реке Демьянке, Никон провел несколько лет в безмолвных подвигах молитвы и питался растениями пустыни. – Узнав о новом пустыннике, люди стали посещать его и невольно нарушили безмолвие его. Никон, избегая мирской известности, ушел в общежительную пустынь Саввы Крыпецкого и принял здесь иночество с именем Никандра. – Строгостью жизни своей скоро обратил он на себя внимание братии и от того опять возвратился в прежнюю пустынь.

Безмолвный и уединенный, без всякой защиты со стороны людей, отшельник жил в беседе с Господом и с надеждами на Него. Раз злые люди вошли в его келью, ограбили иконы. Книги и другую бедную собственность отшельника, избили его немилосердно, а один пронзил копьем ребро его. Едва живой, покрытый кровью, он со слезами благодарил Господа и молил его простить бедных, увлекшихся грехами корысти и злости. Он исцелел быстрь; хищники, потеряв дорогу, блуждали три дня около озера; двое из них очувствовались и раскаялись в грехе своем против старца; а двое других, ожесточившись, осыпали имя его бранью и скоро, упав в реку, утонули. Пришедшие в себя возвратили отшельнику отнятое у него и просили молиться за них; отшельник отпустил их с миром. Народ стал собираться к нему, желая слышать наставления из уст подвижника. Отшельник провел уже 15 лет в уединении; но и теперь боялся славы человеческой.

Убегая известности, опасной для души, преподобный снова пришел в Крыпецкую обитель. Здесь поручили ему должность уставщика и потом келаря. Жизнь его была и здесь так же строга, как в отшельничестве. Пять дней довольствовался он только хлебом с водой и только по субботам и воскресеньям вкушал немного вареной пищи. Днем сверх возложенного послушания носил воду и дрова для братии, а ночью тайно молился. По временам, уходя из обители в лес, обнажал он под половины тело свое и отдавал в пищу насекомым, а сам прял волну или пел псалмы. Строгость его по званию и жизнь, не похожая на жизнь других, казались тяжкими для слабых. Он, оставив обитель, в 3 верстах от нее на острове поставил себе хижину и опять стал подвизаться отшельником. Но и отселе жизнь его колола глаза слабых. – Когда стали приходить ревнители благочестия за советами отшельника, – братия обители еще более вознегодовали на него и говорили: «Никандр отнимает доходы у обители». Святой отправился опять на реку Демьянку.

 Преставление преподобного Никандра Псковского

По дороге в пустыню, в селе Локотах, нетрезвые крестьяне избили его по подозрению, не из числа ли он злых людей, сожегших перед тем дом одного из них? Преподобный великодушно простил их. – В последние годы открылся в нем дар прозрения и чудесной силы. Помещика Петра называл он по имени, когда тот стоял за дверью, и предсказал чадородие бесплодной супруге его. Другому предсказал скорую смерть. Крестьянин Назарий, полтора года лежавший больным, велел несть себя в пустынь к преподобному старцу; принесенный, он со слезами умолял старца о помощи. Старец велел его отнесть в гостинную хижину, стоявшую у дуба, где останавливались приходившие, и оградил его крестом; больной, сладко уснув, встал на другой день совершенно здоровым.

Каждый год в великий пяток преподобный отшельник приходил к вечерне в Демьянский монастырь и на другой день после исповеди приобщался Святых Таин; а за 8 лет до кончины принял схиму от Демьянского игумена. Жившие в окрестности иногда тайно приходили к хижине отшельника и всегда слышали, что он молился с горьким рыданием; когда же замечал близость людей, внезапно умолкал. Никто не заставал его лежащим для отдыха; он только сидя засыпал немного. Постоянной пищей его были пустынные растения и по захождении солнца вкушал он немного сухого хлеба, если приносили ему; в великий пост только раз в неделю принимала пищу.

В последние годы жизни его часто приходил к нему благочестивый диакон Петр для беседы о душевном спасении. – Раз преподобный сказал ему: «брат мой! Много страдал я ногами, но по благодати Божье освободился от болезни». – Тогда же преподобный открыл ему, что скоро умрет он, и просил предать его тело земле. «Как же узнаю я о кончине»? спросил Петр. «Без скорби нельзя сказать тебе о исходе моем», отвечал преподобный; «в тот день Псков обнят будет бурей войны, его будут держать в осаде литовцы! Ты же, когда услышишь о смерти моей, послужи мне». Так и случилось 1581 г. сентября 24 крестьянин нашел преподобного простертым на рогоже со сложенным на груди руками, только что отшедшим ко Господу. – Баторий действительно осаждал тогда Псков и опустошал Псковскую сторону. – Диакон, услышав о кончине преподобного, пригласил духовных и мирян отдать честь подвижнику Божию, и хотя литовское войско рассеяно было по уездам Порховскому, Псковскому, усердствующие безопасно совершили благочестивое дело свое.

Первые благодеяния усопшего праведника испытал на себе инок Исаия. Едва поселился он на пустынном месте преподобного Никандра, как живший с ним клирик Андрей ночью похитил у него все, что было у него, одежду, книги, иконы. Исаия со слезами припал ко гробу преподобного, – а клирик в то же время увидал перед собой седого старца, укоряющего его за воровство, и бросил все похищенное. Тот же Исаия сильно страдал ногами, так что едва двигался, и по молитве получил исцеление. Благодарный к преподобному Никандру, Исаия построил (1584 г.) на месте его подвигов обитель со храмом Благовещения Богоматери. В новую обитель скоро собрались пустынники, в их числе и клирик Андрей, глубоко раскаявшийся в грехе своем. От гроба преподобного стали истекать разные чудеса. Новгородский дворянин Иаков Муравьев, скорбевший о бесчадии, обратился с молитвой к преподобному Никандру и через год родился ему сын; он построил домовый храм в честь преподобного Никандра, по благословению св. Никона.

Мощи преподобного Никандра был свидетельствованы по распоряжению п. Иоакима в 1686 г. и тогда установлено было праздновать память преподобного.

Примечания
1* Ркп. житие преп. Никандра, описанное неизвестным, в Синод. ркп. 17. № 620. С дополнениями напечатано оно Спб. 1805, 1807 г.
2* Собр. лет. III, 263. IV, 319. У, 52–55.
3* Ист. иер. V, 183. Иером. Иосифа о крестных ходах в г. Пскове, стр. 38–40. Спб. 1858 г.