† Убиение преподобного Галактиона Вологодского
По воле грозного царя князь и боярин Иван Иванович Бельский лишен был жизни. – Чтобы спасти жизнь невинного семилетнего сына его, князь Гаврила, родственники погибшего князя тайно увели юного князя в г. Старицу. – В зрелом возрасте молодой князь видел, что ему остается крыться как можно дальше от грозных взоров царских, и он удалился в Вологду. Здесь, верный своему положению, он поселился у чеботаря, и бывший князь научился сапожному ремеслу; это доставляло средства к жизни его. Вступив в супружество, не долго утешался он супругой: она умерла, оставив на руках его дочь. – Отягченный превратностью земной жизни, Гавриил выпросил себе у жителя Вологды местечко на реке Соденке, окопал его рвом, поставил себе келью и стал подвизаться в посте и молитвах, не оставляя ремесла своего. То, что получал он за работу свою, делил на три части: одну посвящал Богу, другую отдавал нищим, а третью питался. Время от времени возрастая в жизни духовной, он наконец определил себя на жизнь саму невеселую для плоти; чтобы лишить себя удовольствия видеться в людьми, близкими душе его, он приковал себя к стене цепью; богобоязненные люди подавали ему в окошко пищу; когда склонял его сон, он становился на колени, и держась за цепь, засыпал сном легким и прерывистым; пищей его был только сухой хлеб с водой. Тайно приняв на себя иночество с именем Галактиона, он не имел ничего в своей келье, кроме одной рогожки и бывшей на плечах бедной одежды. К затворнику стали приходить за советами, и он принимал всех одинаково, богатого и бедного; слово его исполнено было силы, утешало печальных и вразумляло забывчивых. Молитва его достигала крепости духовной. – Раз в вологодской стороне было бездождие; епископ с крестным ходом пришел к церкви Святой Троицы, стоявшей вблизи кельи Галактионовой, и послал просить затворника помолиться вместе со всеми о бедствии общем. – Послушный слову святителя затворник, вопреки своему правилу, оставил свою келью и пришел в храм на всенародную молитву. И Господь послал обильный дождь жаждущей земле.
Приближалось время кончины преподобного и страшное время для Вологды. Подвижнику Божию открыто было о наступающих для Вологды бедствиях. Он вышел из своей кельи в цепи своей, явился в земскую избу и объявил: «грехи призвали на нас ляхов и Литву; пусть начнут пост и молитву и поспешать построить храм Знамения Богоматери, и Небесная Царица, как прежде Новгород, избавит Вологду от гнева Божия». Но один из именитых, Нечай Проскуров, сказал: «не о нас, а о себе хлопочет он, – ему хочется иметь храм вблизи себя; а что будет с храмом, когда умрешь ты, старец»? Старец отвечал строго: «гнев близок к Вологде; что же до меня, то на моем месте прославится Бог, – построена будет обитель». Затем объявил, что Троицкий храм, построенный Нечаем, будет сожжен, и дом Нечая запустеет. Проходя мимо храма святого Димитрия Прилуцкого, он громко сказал: «чудотворец Димитрий молил Спасителя за город; но его оскорбили тем, что вокруг его храма настроили лавок и завели шум торговый; вот увидите, что и это храм разорен будет». – До какой же степени нужна была Вологде проповедь о покаянии, и как исполнилось пророчество праведника над некаявшимися, показывает известие современного святителя.
Вот что писал в Москву Вологодский архипастырь Сильвестр: «нынешнего 121 (1612) сентября 24 дня с понедельника на вторник, в последнем часу ночи, разорители нашей чистой, православной веры и ругатели креста Христова, поляки и литовцы с черкасами и русскими изменниками нечаянным набегом пришли в Вологду, взяли город, умертвили людей, осквернили церкви Божии, сожгли город и посады, – воевода князь Иван Одоевский ушел, а окольничий и воевода князь Григорий Долгорукий и дьяк Истома Карташев убиты, меня грешного взяли в плен, держали у себя 4 ночи и не раз присуждали к казни, но Господь умилостивился надо мной, – едва живого отпустили. Когда ляхи и Литва пришли к Вологде, то по грехам нашим, по нерадению воевод не было ни разъезжих караулов, ни сторожей на башнях, на городской стене и в крепости; у ворот было несколько человек на карауле, да и те не слыхали, как литовцы вошли в город, а большие ворота были не заперты. – С 25 сентября неприятели оставили Вологду. Воевода Григорий Образцов со своим полком прибыл с Белоозера и занял Вологду: но никто не слушает его, друг друга грабят… Все от пьянства: воеводы пропили Вологду».
По житию затворника, дом и храм Нечая сожжены, как и городской храм святого Димитрия. «Преподобный Галактион затворник убиен бысть от поляков и Литвы в лето 7121–1612 месяца сентября в 24 день». – Благоговейные погребли тело подвижника Божия в его келье. – По временам совершались здесь чудесные исцеления. – При епископе Варлааме (1627–1645 г.) над мощами преподобного построен был храм в честь Знамения Богоматери и устроилась обитель; а при архиепископе Маркеле (1645–1663 г.), знаменитом ревнителе о правильном писании святых икон, построен соборный храм в честь Святого Духа, и скит Галактиона стали именовать монастырем Святого Духа. Так исполнилось предсказание страдальца!
«На пути правды жизнь» (Притч. 12:28). «Путь глупого для глаз его кажется прям: а умный слушает совета» (Притч. 12:15). «Ныне, если услышите голос Его (Господа); не ожесточайте сердец ваших» (Пс. 94:8).