Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление преподобного Козмы отшельника

Преподобный Козма Болгарин происходил из рода бояр царей болгарских. Как знатные люди Болгарии того времени непременно изучали и язык греческий: Козма также еще в юности знал и болгарский и греческий языки. Родители готовили ему невесту; но он, пламенно желая девственной и пустынной жизни, тайно ушел от них на Афон. Приветливо принятый в монастыре Зографе, который еще в грамотах XII столетия назывался Болгарским, блаженный Козма оставался в этой обители для подвигов. Послушный воле старших, усердно исполнял возложенные на него дела и, облеченный в иночество, был экклисиархом. – Сердечная простота была отличием души его, и эта простота рано открыла духовный взор его. В праздник Благовещения, по обычаю Афонскому, был в Ватопеде и Козма на храмовом празднике. – К изумлению своему, видит он, – жена царственного величия распоряжается в храме и потом на трапезе. Как это так? Думает смущенный Козма, – на Афоне жена?... «Отчего ты так грустен?» спрашивает старец возвратившегося Козму. Козма рассказал, что видел он в Ватопеде. «Какого вида был жена?» спросил старец. «Невиданной красоты, невиданной славы», говорит Козма. «И ты не угадал, кто Она? Это царица Афона – Пресвятая Богородица, – Она здесь благоволит начальствовать у нас», отвечал старец. Услышав это, Козма с восторгом благодарил Небесную Царицу, что благоволила явить Себя ему, простому Козме. Спустя некоторое время он посвящен был в иеродиакона и потом в иеромонаха.

Ревностный подвижник, раз оставшись один в церкви, молился Богоматери наставить его на путь спасения. «Сыне и Боже Мой!» слышит он голос, «научи раба Твоего, как ему спастись». «Пусть удалится из монастыря на безмолвие», говорит другой голос. Узнав такую волю Божию о себе, Козма, по благословению настоятеля, удалился в соседнюю пустыню и иссек себе в скале пещеру, на запад от Зографа. Как там подвизался Козма, знает один только Бог. Но действия подвижничества открылись и людям. Раз пришли к Козме из Хиландаря два иеромонаха посмотреть, как живет отшельник. Козма принял их приветливо, поговорил с ними духовно и при расставании заметил: «тыквицу с вином, спрятанную вами на дороге разбейте, – в ней – змея и впустила яд свой в вино». Хилардарцы изумились тому, что Козма узнал о спрятанной тыквице, а еще более поражены были, когда, разбив тыквицу, увидали, что в ней точно змея. Они благодарили Бога, что спас жизнь их от смерти через угодного Ему раба Своего. Выдели в преподобном и другой опыт более обширного прозрения. В великий четверток посылает он ученика своего сказать в Хиландаре: «пусть братия молятся за отшедшего игумена, – он борется в воздушных пространствах со злыми духами». Братия, услышав об этом, говорили: «мы видели игумена у утрени, и после утрени пошел он готовиться к совершению литургии, – старец – в мечтах, хотя и выдает себя за святого». Но когда пришли в келью игумена, увидали, что игумен точно умер скоропостижно.

 Преставление преподобного Козмы отшельника

На северо-западе от Эсфигмена есть гора Самари. – Там уединился инок Дамиан. Старец дал ему заповедь – никогда не оставаться на ночь в чужой келье. По особенной нужде Дамиан ходил к соседнему брату и так как тот отлучился на это время куда-то, дожидался возвращения его до вечера. Наконец, брат является и Дамиан, выполнив дело, за которым пришел, поторопился воротиться в свою келью. Напрасно друг упрашивал его остаться у него на ночь и указывал ему на опасность ночного пути, притом пути под дождем начавшимся. Дамиан, верный заповеди, ушел. Дорогой он точно сбился в темноте с пути и не знал, где идет и куда надобно идти? «Господи! Спаси меня», воззвал он к Богу и вслед затем очутился он близ своей кельи. Пораженный тем, что с ним было, Дамиан немедленно идет к преподобному Козме и рассказывает о случившимся. «Храни, брат, заповедь старца, и Бог сохранит тебя от смерти», сказал преподобный Козма.

Раз преподобный Козма сильно заболел и ему захотелось покушать рыбы. Питавший Илию посылает и пустыннику Козме нужную пищу. Неожиданно пустынный орел спускается к келье Козмы и кладет рыбу. Козма поблагодарил Господа и велел сварить рыбу. Но когда подана была рыба, тайный голос говорит ему: «отложи половину для гостя». На следующий день приходит соседний пустынник Христофор. Козма ласково принимает его: «добро пожаловать, дорогой гость», говорит Козма, – «у меня готово угощение для тебя», и подает рыбу. Тогда Христофор с улыбкой рассказывает, что вчера мыл он пойманную рыбу, и спустившийся орел унес ее и вот принес ее к тебе, любя тебя. Оба радостно благодарили Бога.

Предсмертные дни были весьма тяжелы для преподобного Козмы. Но он извещен был Господом об ожидающем его подвиге. Приходит Христофор к келье Козмы и слышит, что Козма говорит с кем-то. Войдя в келью и не видя никого, спрашивает Козму: «с кем говорил он?» После некоторого раздумья преподобный, по духовной дружбе к Христофору, открывает ему о дивном посещении. «Посетил меня Христос», говорит он в смиренной простоте, «и возвестил, что по тайному усмотрению спасения нападет на меня сатана с полчищем и измучит мою плоть; это знак близкого перехода моего в ту жизнь; теперь оставь меня, брат, а в такой-то день навести меня». Христофор грустный удалился. Когда наступил означенный день, Христофор пришел к Козме и нашел его полумертвым. «Что с тобой?» спросил Христофор. «Вчера с вечера напал на меня сатана с полчищем», говорил преподобный, «и, рыкая злобой, кричал на своих: лентяи! Глупцы! Не умели совладать с одним. Он бил меня с неистовой злобой, и ты видишь, как изуродовал он тело мое». Недолго страдал преподобный. На третий день после сатанинских побоев причастился он святых Таин и с молитвой на устах мирно предал душу свою Господу, сентября 22-го 1323 г.

Примечания
1* Жизнь преп. Козмы из Νεον εκλογιον в Афонском патерике 1, 258–268.
2* Славян. рукописи Зографа – у Григоровича, стр. 62–73. У поклонника, стр. 327–340. Зографский Апостол, писанный «в память и в вечни покои своим родителем» при ц. Александре 1359 г. – в изв. акад. X. 158. 159. См. еще окт. 10 ч.
3* Заметка поклонника св. Горы, стр. 324.
4* Самари – седло, и таков вид горы. Потому эта гора не имеет ничего общего с р. Самарою Русского юга, как напротив думали иные. Отзыв поклонника св. Горы, стр. 300.
5* Письма Святогорца 2, 166–169.