Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Святой Пульхерии царевны

Пульхерия была дочь императора Аркадия; брату ее Феодосию было 8 лет, когда (в 408 г.) объявлен он императором; опекуном его был Анфимий, умный и добродетельный вельможа. Пульхерия была только двумя годами старше брата, но она далеко превосходила его дарованиями ума и твердостью доброй воли; с молодых лет она искренне любила благочестие; при всей незрелости лет, она была наставницей брата, старалась передать ему лучшие правила жизни. Прекрасно владея языками греческим и латинским, имела она обширные познания – исторические, философские, богословские. В 414 г. объявлена она была августой, соправительницей императору. Империя восточная была обширная, и дела ее не были в порядке. Потому-то умный и добрый Анфимий признал нужным, дабы такая сестра, какова была Пульхерия, была соправительницей брату. И она дала направление делам лучшее. Недостаток опытности в управлении Пульхерия восполняла зоркостью ума своего и желаниями добра. Брату своему всего более старалась внушить, что без веры, без благочестия, лучшие дарования бесполезны и политика без веры вредная, не умная политика. Так она направляла и дела империи. Она не решала дел без молитв и советов с людьми добросовестными. Внутренние волнения империи – дела страстей людских – были успокоены; с соседними державами поддержан или восстановлен мир; сбор податей приведен в порядок; армия и флот поставлены во хорошее состояние. Наукам даны способы для их успехов. Империя была счастлива, как не была она счастливой при Аркадии.

Пульхерия была воспитательницей и двух младших сестер своих, Аркадии и Марины; она оставалась при них безотлучно, если не только не отвлекали ее дела управления. Она назначала им и предметы занятий и давала направление их мыслям и чувствам. Красота – обман, и пригожество – суета, жена, имеющая страх Иеговы, достойна всякой хвалы, говорил боговдохновенный мудрец (Притч. XXXI, 30). Уроки его твердо изучала для себя и сестер Пульхерия. Ею дан был обет перед Богом – остаться девственницей до гроба. И этот обет запечатлела она памятником: в соборном храме поставлен был престол, устроенный из золота и драгоценных камней, с надписью: Обет девства. Она имела утешение видеть, что и сестры ее также решились посвятить себя на служение Богу. Дворец императорский был при ней истинно христианским домом, чем он уже давно не был: ни роскоши, ни праздности, ни рассеянию тут не было места. Пульхерия совершала с сестрами подвиги покаяния и молитвы. В комнаты из не ступала нога мужчины. Соправительница принимала просителей и министров не иначе, как в определенное время и публично. Все это имело последствия полезные и для быта империи; обеты царевен преграждали путь интригам придворной жажды почестей и власти. Считая тело свое храмом распятого Господа, она усмиряла в нем нечистые движения строгим постом и трудами.

Когда брат Феодосий достиг полного возраста, 20-ти лет, Пульхерия озаботилась приискать ему невесту. Выбор ее пол на Афинаиду, дочь Афинского философа. Афинаида явилась к августе с просьбой возвратить ей имение отца ее, отобранное неправдами людскими. При разговоре оказалось, что Афинаида была прекрасно образована и умна. По сведениям сторонним оказалось то же. Афинада объявлена была невестой императора. Это должно было изумить многих и иных оскорбить: выбор пал не на аристократку. Пульхерия желала одного добра. Так как Афинаида была еще язычницей, то она была крещена и названа Евдокией. Брак был совершен 7 июня 421 года. Спустя два года Евдокия объявлена была августой. Пульхерия оставалась по прежнему соправительницей, но старалась делать вид, что император – один в империи. Повеления шли в империю от имени Феодосия, дела решались от его же имени. Умная Пульхерия дала в это время памятный урок брату своему. Феодосий, добродушный и доверчивый, стал было подписывать дела, не читая их – и даже не всегда спрашивая о их содержании. Вельможи, пользуясь этой доверчивостью, дозволяли себе и грабить казну и теснить невиновных. Пульхерия, не теряя слов напрасных, поднесла императору доклад. Феодосий, не спросив о содержании, подписал и отдал бумагу сестре. Затем Пульхерия зовет к себе Евдокию и, занимаясь с ней разговорами, удерживает ее у себя весь день. Вечером зовут Евдокию к царю. Пульхерия не отпустила. Приходят в другой раз. Пульхерия с улыбкой сказала: « доложите царю, что Евдокия – моя собственность, по его воле». Явясь затем к брату, она подала ему подписанную им грамоту. Тот прочитал, и Пульхерия сказала: «видишь ли, государь, как опасно не читая подписывать бумагу! Ты, по доброте своей не думаешь, чтобы могли обманывать тебя. Но – на земле не ангелы, а люди всякого сорта. Ты – отец отечества. Берегись, чтобы не страдало от тебя отечество.» Феодосий, пораженный стыдом, дал слово – быть осторожным.

По убеждению благочестивой Пульхерии, Феодосий отправил в Иерусалим много денег для раздачи бедным и золотой крест с дорогими каменьями для водружения его на лобном месте. Признательный архиепископ послал царю правую руку архидиакона Стефана. Когда мощи были в Халкидоне, первомученик является во сне Пульхерии и говорит: «вот молитва твоя услышана, и я уже в Халкидоне». Царевна и царь вышли навстречу мощам, и Пульхерия построила в столице великолепный храм первомученику, где и положены были мощи его.

Сколько патриарх Несторий не был силен связями своими с вельможами империи, как ни ловко действовал он для своей пользы: в 431 году составился в Ефесе Вселенский собор; долго длился собор по интригам защитников Нестория; Феодосий вовлекаем был в распоряжения несправедливые; но учение Нестория осуждено было как ересь и Несторий сослан в заточение. Защитой православия служила благочестивая Пульхерия.

Блаженная отдала почесть великому святителю Златоусту: мощи его (в 438 г.) перенесены были из заточения и торжественно положены были в столице, в храме апостолов.

В следующем году землетрясение долго держало в ужасе столицу. За 20 дней до Пасхи совершали общественное моление: царь, царевна и патриарх шли пешие по городу. Пением ангельской песни: Святый Боже, прекращено бедствие, и песнь введена в общественное и частное богослужение.

В 444 году Пульхерия похоронила сестру свою Аркадию, сохранившую, по ее убеждению, девство до гроба. При дворе место Анфима занял евнух Хризаф, которого все достоинство состояло в том, что великан телом был довольно способный полководец; иначе – это был человек без всяких правил и жадный до денег. Пульхерия останавливала Хризафа в его дурных делах. Хризаф возбудил в Евдокии зависть к власти Пульхерии. Евдокия и Хризаф стали действовать за одно против Пульхерии.

 Святой Пульхерии царевны

Феодосий, добрый, но слабый и недальновидный, сперва не принимал участия в их планах, но потом был вовлечен в него. Он потребовал, чтобы Констинопольский партиарх Флавиан посвятил Пульхерию в диакониссы. Святитель объявил, что он не может посвящать никого против его воли, да и счастье империи требует совсем другого. Император упорно наставивал на своем требовании. Св. Флавиан отвечал, что он явится ко двору в другое время. Он поспешил дать знать Пульхерии о злостных замыслах врагов ее. Она решилась удалиться в уединение в 447 г. удалилась от двора. В империи и Церкви по воле Хризафа начались дела одни других страшнее. Против Флавиана поднято гонение. Евтихий еретик стал любимцем двора. Диодор и евтихиане стали производить злодейские насилия. На Ефесском соборе 449 г. Флавиан был удален. Ересь Евтихия явилась под защитой императора. Хризаф злодейстовал в империи, – грабил и убивал.

Блаженная Пульхерия благодарила Бога за свою уединенную жизнь. Она не хотела думать ни о неблагодарности Евдокии, которая всем ей одолжена, ни о непризнательности слабого брата, а еще менее думала о низком Хризафе. Она хотела забыть все и быть забытой всеми, занималась только молитвой, чтением книг, полезных для души, и – подвигами покаяния.

Между тем бедствия увеличивались со дня на день. В разных частях империи поднимались волнения народа. Пульхерия видела это с глубокой скорбью. Ей тяжело было, что добрый брат ее завлечен в участие дел страшных. Она решилась попытаться помочь империи и Церкви.

Явясь ко двору, просила она у императора дозволения видеться с ним. Ей не отказали. Тогда открыла она глаза брату на состояние дел. Он с ужасом увидел бездну, на краю которой поставили его. Хризаф сослан был на остров и там по суду наказан смертью за свои злодейства. Евдокия, чувствуя свои грехи, с дозволения императора, отправилась на поклонение в Иерусалим. Пульхерия снова приняла участие в управлении империей. В 449 г. умерла девой сестра Пульхерии Марина, а в следующем году скончался император Феодосий.

Пульхерия осталась одна правительницей империи. Она не хотела думать, что в состоянии одна управлять империей. Она решила найти способного император. Выбор ее пал на полководца Маркиана; он был опытный правитель, любил чистую веру Христову и искренне любил все доброе. Он был вдовец; дочь первого брака его Евфимия была супругой Анфимия, впоследствии западного императора. Когда Пульхерия избрала Маркиана в императоры, то объявила ему условие «я избираю тебя из всего сената, как достойнейшего; но дай мне слово – уважать девство мое, которое обещала я Богу». Маркиан принял и исполнил условие. Маркиан и Пульхерия жили как брат и сестра, в чистоте целомудрия.

В 451 г. созван был Вселенский собор в Халкидоне. На соборе осуждено было евтихианство и постановлены были правила, между прочим, о девах, посвятивших себя Господу, о диаконах и о смешанных браках. Отцы собора не раз, в продолжении деяний своих, провозглашали Пульхерию защитницей правоверия и главой Церквей. В империи с радостью с радостью приняты были решения собора. Только в Египте в Палестине упорные евтихиане произвели беспорядок. Пульхерия писала два послания в Палестину, с подробным оправданием решений собора и с объяснением того, что собор вовсе не думал принимать сторону Нестория.

Блаженная императрица основала много благодетельных заведений в столице, больницы и странноприимные дома. Ею построены были три знаменитые храма Богоматери, писанная Евангелистом Лукой, доставлена была из Палестины еще императрицей Евдокией. Теперь эта икона поставлена была в храме Одигитрии. Современный историк говорит: «с каким усердием исполняла Пульхерия дела благочестия, сколько выстроила великолепных храмов, сколько возвела домов для бедных и странных, также монашеских обителей, назначив для содержания этих заведений постоянную сумму денег, а для живущих в них известное количество хлеба, – перечислять все это было бы долго.» Занятия делами империи не препятствовали ей заниматься делами благочестия, молитвой, чтением, посещением бедных и больных: последним прислуживала она своими руками. Благочестие царицы награждено было откровениями небесными. Три раза являлся ей св. мученик Фирс и объявлял ей о мощах 40 мучеников Севастийских, скрытых в земле; мученик объявлял волю свою, чтобы мощи присоединены были к его мощам, в его храме. Являлись ей и 7 мучеников, облеченные в светлые одежды. По исследованию точному оказалось, что действительно македонианами сокрыты были в указанном месте мощи мучеников. Мощи найдены и с торжеством положены были в храм св. Фирса.

Перед кончиной своей Пульхерия завещала, дабы все ее имущества обращены были в пользу бедных. Маркиан выполнил завещание во всей точности. Она почила 10 сентября 453 г., на 55 году своей жизни.

Память ее установлено праздновать еще при императоре Льве Великом (457–473).

Примечания
1* Житие ее в Четье-Минее сентября 10. Weiss, Leben d. Heiligen 12, 495–504.
2* Созомена ист. 9.1.3. «И свое девство посвятила она Богу и к тому же направляла жизнь своих сестер, с намерением удалить из дворца царского всякого мужчину и чрез то уничтожить всякий повод к ревности и козням... И сестры ее вели одинаковый образ жизни, заботились об иереях в молитвенных домах, были щедры к нуждающимся странникам и бедным, имели всегда общий стол, вместе делали выходы, вместе ночью и дней хвалили Бога и, как прилично достоуважаемым женам, занимались тканьем и подобными работами. Праздность и роскошь они считали недостойными священного девства, а потому изгнали их из своей жизни, не смотря на то, что были царевны, родились и воспитались в царском дворце. За это Бог явно показывал к ним милость и хранил их дом».
3* Сократа ист. 7, 22. Диакон Игнатий в 1390 г.: «идохом в Павдократорскую церковь и в сосудохранительнице видехом святое Евангелие, писано все златом рукою Феодосия царя малаго». Путешествия, стр. 102. Спб. 1849 г.
4* Об этом говорит и Феофан в своей летописи.
5* Летопись Феофана. Повествование о перенесении мощей в Цареград у Сурия 2 августа. Все тело первомученика перенесено было в 430 г. Marcellini Chronicon ad. an. 4.30. Игнатий диакон, в 1390 г.: идохом в монастырь св. Стефана первомученика; и поклонихомся и целовахом св. мощи его. Путешествия (Спб. 1849 г.), стр. 101.
6* Четь-Минея янв. 28. Marcellini Chron. ad. an. 438.
7* Обзор песнопевцев Греч. Церкви, стр. 188–198. Черниг. 1864 г. В Прологе Румянцева (Опис., стр. 450) янв. 26 «память страха великого и преславного труса в царство малого Феодосия». Янв. 25 началось землетрясение.
8* Marcellini Chron. ad. an. 444. Феофана лет. р. 69.
9* Вселенский собор 451 г. «определил, чтобы никому из чтецов II певцов не было позволено брать себе в жену иноверную, чтобы родившие уже детей от такового брака и прежде сего уже крестившие их у еретиков приводили их к общению с кафолическою церковию, а не крестившие не могли крестити их у еретика, ни совокупляти их браком с еретиком или Иудеем или язычником, разве в таком только случае, когда лице, сочетавшееся с православным лицем, обещает перейти в православную веру». Прав. 14. Трульский собор 692 г. распространил силу этого правила на всех православных. «Недостоит мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православней жене с мужем еретиком сочетаватися». Прав. 72. О девах собор 451 г.: «девы, посвятившия себя Господу Богу, равво и монашествующим, не позволяется вступать в брак. Аще же обретутся творящие сие, да будут лишены общения церковного. Впрочем определили мы местному епископу имети полную власть в оказании таковым человеколюбия».
10* Созомена ист. 3, 1. Феофана летопись.
11* Феодора чтеца, ист. 1 ч. Никифор 4, 2. Кодив, р. 95 ad. Beckeri. Du-Cangii Const. christ. § 6. 9. 24. Освящение Халкопратийского храма праздновалось декабря 18. Пролог Румянцева, стр. 449. 450. Кодин: «храмы св. Мокия в Мины устроил Константин Великий; он выбросил из них идолов в дал им новое назначение. Но все здание с притворами и св. сосудами», спустя 169 лет, перестроили Пульхерия и Маркиан. «Храмы св. Исаии и Лаврентия построены были импер. Маврикием и Пульхериею; при них святое тело преп. Исаии перенесено было из Иерусалима», ed. Beckeri, р. 72. 95.
12* Созомена ист. 9, гл. 1. Из обителей Пульхерии известна одна Агаллад. Du-Cangii Const. chr. р. 152.
13* Созомена, ист. 9, 1. 2. 3. «Бог за ее благочестивую жизнь имел к ней всегда столь великое благоволение, что немедленно внимал ее молитвам и часто наперед открывать то, что надлежало делать». Marcellini Chronie, ad. an. 453.
14* Феодорита ист. 1, 1. Неизвестный писатель: «Лев Великий имел обыкновение торжественно прославлять блаженнейшую августу Пульхерию. Потому чтил день кончины ее; изображение ее поставил он на ее гроб и, смотря на живописный образ ее, прославлял жизнь ее. Тот же Лев перенес статуи Маркиана и Пульхерии в Феодосиевы портики Константинополя». Кодин: «в Халке у дворца воздвигнута статуя знаменитой Пульхерии». Codinus ed. Becker bon. 1843 p. 34. 176. И Греческая II Римская Церковь чтут память св. Пульхерии сент. 10 дня.